На Качаловском фестивале продолжается офф-программа. На Малой сцене прошла премьера фильма о Качалове, на которой присутствовали родственники великого артиста и режиссер ленты. Подробности – в очередном выпуске дневника фестиваля.

«Качаловский театр живет полноценной жизнью. Здесь полные залы, зрители любят этот театр. Значит, имя Качалова здесь не произносится просто так», - заметил после просмотра фильма ректор Щепкинского училища, заведующий кафедрой русского театра ГИТИСа, театральный критик Борис Любимов, который был женат на внучке Качалова Марии Шверубович, недавно ушедшей из жизни. Он приехал в Казань с внуком Никитой, праправнуком Василия Качалова.
На этот раз офф-программа Качаловского фестиваля была посвящена человеку, чье имя носит казанский театр. На Малой сцене прошла презентация фильма литовских документалистов «Той дорогой». Литва, Вильнюс – родина Качалова, здесь он родился в семье протоиерея Иоанна Шверубовича, псевдоним Качалов артист взял в Петербурге, когда антрепренеру показалось, что белорусская фамилия Шверубович не совсем благозвучна дня сцены.
Фильм литовского режиссера Натальи Ю, которые вчера впервые был показан публике, охватывает последние годы жизни великого артиста. Это лиричный и по-доброму ироничный рассказ о великом артисте, о той культурной среде, которая его окружала и которая сформировала русский театр прошлого века.
Лента подробно рассказывает как Качалов мучительно работал над ролью Гамлета в постановке Гордона Крега, зрители видят небольшие, но яркие фрагменты из спектакля Художественного театра «На дне», где Качалов играл Барона. К счастью, эта запись сохранилась. В фильме звучит голос Качалова, как известно, артист был знаменит и своими чтецкими программами. Звучит голос Качалова, читающего стихотворение Александра Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…», очень личное стихотворение Блока. Всего несколько четверостиший, но у зрителя уже возникает образ – человека мудрого и всепрощающего.
Конечно, Качалов не отделим от «серебряного века», не случайно, как рассказал Борис Любимов, в сохранившейся огромной библиотеке Василия Ивановича огромное количество книг с автографами – Чехова, Бунина, Блока, Есенина.
Трогательны воспоминания потомков Качалова – внучки Марии Вадимовны Шверубович и внука Алексея Вадимовича Бартошевича. Почти через весь фильм проходит неуловимо похожий на прапрадеда Никита.
После фильма литовских кинематографистов возникает ощущение недоговоренности. Качалов дня нас – народный артист СССР, один из символов Художественного театра, прекрасный чтец, чей голос, к счастью, сохранился на пленке. Но так ли все было гладко в его судьбе?
По словам Бориса Любимова, в актёрской судьбе Качалова был парадокс. При прекрасных внешних данных, обаянии, что Станиславский считал качеством для актера более необходимым, чем красота, Качалов тяготел даже в молодые годы к персонажам возрастным, в некоторой степени неброским – Берендей в «Снегурочке», Барон в «На дне», Петя Трофимов в «Вишневом саде», Тузенбах в «Трех сестрах».
Он играл и Чацкого, и Гамлета, и Ивана Карамазова, но хотел играть совершенно другие роли. Не Чацкого, а Репетилова. Не Дона Жуана, а Тартюфа. Качалов хотел уйти от ролей, где, благодаря мужскому обаянию, можно было иметь успех. И в этом была внутренняя драма артиста.
Возможно, фильм «Той дорогой», показанный в рамках офф-программы Качаловского фестиваля, станет толчком и пробудит новый интерес к личности и судьбе Василия Ивановича Качалова, чье имя носят и театр, и новый фестиваль.
Татьяна Мамаева
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский