Качаловский фестиваль пройдет при хронических аншлагах

Накануне был первый день продажи билетов на спектакли Качаловского фестиваля, который в октябре и ноябре пройдет в Казани с бюджетом почти 10 млн рублей. За несколько часов была распродана максимальная часть билетов. И накануне же на Малой сцене Качаловского театра прошла пресс-конференция, посвященная будущему фесту, кредо которого — русская классика в авторском театре. Подробности — в материале «Реального времени».

«Мы планировали фестиваль очень давно»

В пресс-конференции участвовали министр культуры Ирада Аюпова, которая в новой должности впервые посетила театр, и директор — художественный руководитель Качаловского Александр Славутский.

По его словам, фестиваль планировали сделать давно, еще в начале 90-х об этом мечтали только что возглавивший театр Александр Славутский и его тогдашняя помощница по литературной части Евгения Кузнецова, ныне завлит легендарного «Современника». Но не получалось.

«То денег не было, то здание не соответствовало уровню. Но сейчас, когда провели реконструкцию театра, мы можем провести фестиваль. Деньги мы нигде не выбивали, нас просто поддержало правительство, и мы рады, что после успешных гастролей в Германию и в Китай сможем принять у себя другие театры», — рассказал Александр Славутский. Кстати, скоро состоятся и ответные визиты: весной на Качаловской сцене выступит театр из Ганновера, летом — художественный театр из Пекина.

Бюджет фестиваля — 9 млн 800 тыс. рублей. Сумма складывается из гранта на его проведение, выделенного президентом республики Рустамом Миннихановым, и качаловцы кое-что добавляют из своего внебюджетного фонда.

«Татарстан нынче — это одна из российских площадок, на которой проходит колоссальное количество фестивалей. В последние два года благодаря поддержке в том числе и федерального правительства география нашего театрального движения расширилась. Но мы действительно испытываем недостаток фестивалей, посвященных новому звучанию русского профессионального театрального искусства. Поэтому то, что произойдет в октябре и ноябре — это для нас очень значительно. Те постановки, которые будут представлены на фестивале, они заслуживают внимания, — это во-первых. Во-вторых, в Качаловском театре есть все условия для реализации фестивальных проектов — здесь имеется три сцены, спектакли могут играться на любой площадке. И в-третьих, фестиваль — это попытка определить траекторию последующего движения, посмотреть на постановки коллег, услышать их мнения о своих постановках и определить, куда двигаться дальше. С учетом того, что в РФ 2019 год объявлен Годом театра, для нас этот вопрос очень актуален», — прокомментировала будущий фестиваль Ирада Аюпова. Первые месяцы ее назначения министром культуры уже определенно говорят о правильности выбранной на эту должность кандидатуры.

Министр культуры отметила, что сейчас идет много дискуссий о том, как жить дальше репертуарному театру, что важнее — театр-лаборатория или театр, который имеет постоянный репертуар? На эти вопросы деятели культуры, продемонстрировав свое видение, постараются ответить в ходе Качаловского фестиваля. Возможность для этого будет — в офф-программе запланированы круглые столы, творческие встречи и мастер-классы. Кстати, вход на них будет бесплатным.

Два фестивальных месяца

Качаловский фестиваль откроется 9 октября спектаклем театра им. Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке Юрия Бутусова. Это будет второй приезд театра с берегов Невы в Казань — первый состоялся в июле 1975 года. В конце октября Воронежский камерный театр сыграет «Грозу» в постановке Михаила Бычкова. В ноябре публику пригласят на два спектакля Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга, мы увидии «Три сестры» и «На дне». Финал фестиваля этого года — культовый «Дядя Ваня» Римаса Туминаса, идущий на сцене Вахтанговского театра. Хозяева же фестиваля сыграют в рамках Качаловского феста «Бег» и «Женитьбу», оба спектакля будут показаны в октябре.

Ирада Аюпова обратила внимание, что фестивальные спектакли идут с перерывом, после каждого спектакля зрителю дается время на осмысление увиденного. Александр Славутский напомнил, что на фестиваль приезжают серьезные театры, они не могут приехать утром, а вечером играть спектакль, как это бывает, например, в антрепризных спектаклях. Им нужен временной люфт.

«Наша задача — показать тенденции развития российского репертуарного театра. Мы пригласили театры, где режиссер имеет огромное значение, это все авторские театры. Мы взяли за основу русскую классическую драматургию, это будет классика глазами авторского театра, репертуарного, но авторского. Я вообще считаю, что без хорошего режиссера хорошего театра не будет», — отметил Александр Славутский, таким образом сформулировав кредо нового фестиваля.

Художественный руководитель Качаловского театра сообщил, что на фестиваль приедет и известный театровед, театральный критик и историк театра, профессор Борис Любимов, родственник Качалова. Он привезет в Казань правнука Василия Ивановича. Для зрителей запланирована в офф-программе встреча с Борисом Николаевичем, куда искренне советуем попытаться попасть всем театралам. Славутский отметил, что каждый из участвующих театров получит в подарок небольшой бюст Качалова — копию скульптуры Асии Минуллиной, стоящей в атриуме театра. Кстати, во многих пьесах, спектакли по которым привозят в Казань, играл Качалов.

Билеты на Качаловский фестиваль, расходящиеся как горячие пирожки, будут стоить по-разному. «Фестиваль — это дорого. Театры получают гонорары за прокат спектаклей в Казани, им оплачивают отель, дорогу и провоз декораций», — пояснил Александр Славутский. Билеты на «Дядю Ваню» будут стоить от 300 рублей до 4,5 тысячы, «Гоголь. Женитьба. Город» — от 300 рублей до 4 тысяч, спектакли воронежцев — от 200 рублей до 1 500, Небольшого драматического театра — от 1 100 до 1 300 рублей.

Пока Качаловский фестиваль планируют проводить один раз в два года. «Сейчас сложилась такая ситуация, что фестивальный процесс носит несколько стихийное действие. При Минкульте ныне создан совет директоров театров, наша задача сейчас — «развести» фестивали таким образом, чтобы зрители имели возможность приходить на фестивальные постановки, которые не совпадают друг с другом. Поэтому сейчас есть задача выстроить единую политику в сфере проведения фестивалей и гастролей», — пояснила Ирада Аюпова.

Она не исключила возможность, что в будущем году, в Год театра в России, в Татарстане будут проведены все существующие фестивали. По ее мнению, будущее Качаловского фестиваля будет зависеть от его востребованности зрителем. Но, судя по тому, как стремительно исчезают билеты на фестивальные спектакли, будущее Качаловского феста вполне благополучно.

Татьяна Мамаева,
"Реальное время" 04.09.2018 г.

Ирада Аюпова: Мы испытывали недостаток фестивалей, посвященных новому звучанию русского театра

Первый Качаловский фестиваль, который пройдет на площадке Казанского Русского драматического театра им. В. Качалова в октябре — ноябре 2018 года, восполнит пробел в огромной фестивальной палитре Республики Татарстан, сегодня на пресс-конференции заявила министр культуры РТ Ирада Аюпова.

«Еще в 2015 году вопрос проведения фестиваля, посвященного Качалову, был актуален. Для чего это нужно? Вообще, Татарстан сегодня – одна из площадок Российской Федерации, на территории которой проходит колоссальное количество фестивалей. <…> Но мы действительно испытывали недостаток фестивалей, посвященных новому звучанию русского профессионального театрального искусства. Поэтому для нас это очень значимо», – объяснила министр.

Ирада Аюпова отметила высокий уровень приглашенных на фестиваль театров и артистов, подчеркнув, что Качаловский фестиваль не только даст казанским артистам возможность посмотреть на работу коллег и получить импульс для дальнейшего развития, но и подарит зрителю шанс познакомиться с лучшими образцами современного русского репертуарного театра.

Как ранее сообщало агентство, в рамках фестиваля свои постановки покажут Московский театр имени Евгения Вахтангова, Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета, а также Небольшой драматический театр и Камерный театр Воронежа. Продажа билетов на всю фестивальную программу открылась сегодня.

Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 03.09.2018 г.

«Дядя Ваня» Римаса Туминаса и Гоголь по Бутусову: открылась продажа билетов на Качаловский фестиваль

Сегодня на официальном сайте Казанского Русского драматического театра им. В. Качалова открылась продажа билетов на Первый Качаловский фестиваль, который пройдет в Казани с 9 октября по 19 ноября. Диапазон цен на билеты довольно широк: стоимость начинается с 300 рублей и заканчивается 4 тысячами за место в первых рядах партера, что не удивительно, ведь состав гостей — более чем звездный, подчеркнул на пресс-конференции художественный руководитель-директор театра Александр Славутский.

Концепцией пилотного сезона фестиваля стал авторский взгляд режиссера на русскую классику, режиссерский театр, поэтому в Казань едут не только одни из самых именитых российских театров, но еще и труппы, возглавляемые известнейшими театральными мэтрами, для которых эксперимент и новые интерпретации — непременные составляющие жизни и движения театра.

«Мы пригласили театры, в которых режиссер имеет огромное значение, это авторские театры. Премия „Золотая маска“ — это не самый главный критерий для режиссера, но все равно здесь все режиссеры — обладатели „Золотой Маски“, кроме меня, — с улыбкой рассказал Славутский. — Есть театры звездные, есть с меньшим количеством звезд. Во всех постановках, представленных здесь, за основу взяты произведения русских классиков, и во всех приглашенных театрах все устроено вокруг режиссера. Мы увидим классику глазами авторского театра».

9 и 10 октября на главной сцене Качаловского собственную интерпретацию пьес Николая Гоголя «Город. Женитьба. Гоголь» с труппой Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета представит прославленный российский режиссер Юрий Бутусов. 17 и 18 октября казанскому зрителю представят драму Михаила Бычкова «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. Завершит череду октябрьских фестивальных постановок уже знакомая зрителю Качаловского театра фантасмагория «Бег» по Булгакову в постановке Александра Славутского.

1 ноября на Малой сцене спектакль «Три сестры» по мотивам пьесы Антона Чехова покажет труппа «Небольшого драматического театра» под руководством основателя и художественного руководителя НБД, известного театрального деятеля Льва Эренбурга. Уже 2 ноября также на Малой сцене казанские театралы смогут увидеть вторую его работу, за которую в 2006 году режиссер был номинирован на «Золотую маску», — спектакль «На дне». 18 и 19 ноября закроет фестивальную программу труппа Театра им. Евгения Вахтангова: на Большой сцене Качаловского пройдет спектакль «Дядя Ваня» по Чехову в постановке Римаса Туминаса.

Качаловский фестиваль — давняя мечта труппы Александра Славутского и самого мэтра. По его словам, положение о фестивале было написано еще в 1994 году, когда он только пришел в Качаловский театр, вместе с (на тот момент) завлитом театра Евгенией Кузнецовой, однако реализации планов мешал финансовый вопрос и неудовлетворительное состояние здания театра. В этом году благодаря поддержке Президента РТ Рустама Минниханова фестиваль все-таки состоится. Цель, которую поставили для себя «качаловцы», — раз в два года привозить в Казань лучшие театры России, показывать тенденцию развития, движение профессионального российского репертуарного театра.

Помимо основной фестивальной программы сейчас находится в разработке расписание off-программы. Запланированы мастер-классы, круглые столы и творческие встречи с участием Юрия Бутусова, Михаила Бычкова, Александра Славутского, театрального критика, заместителя худрука Малого театра и профессора ГИТИСа Бориса Любимова, Льва Эренбурга и директора Вахтанговского театра Кирилла Крока. Уже известно, что вход на все мероприятия будет бесплатным и свободным по предварительной регистрации. Подробности оргкомитет фестиваля обещает опубликовать на официальном сайте Качаловского театра и социальных сетях в ближайшие несколько недель.
Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 03.09.2018 г.

В Казани пройдет I Качаловский театральный фестиваль

То, что один из старейших театров России - Качаловский, должен иметь свой собственный фестиваль, говорилось уже давно. Мечты о нем в самом театре передавались каждому вновь поступившему на сцену артисту.

Наконец-то эти призрачные чаяния приобрели ощутимые формы и сроки. С 9 октября по 19 ноября пройдет I Качаловский театральный фестиваль. На казанских подмостках покажут свои спектакли пять российских трупп.

Начнется фестиваль 9 октября, когда труппа Санкт-Петербургского театра Ленсовета покажет интерпретацию пьес Николая Васильевича Гоголя «Город. Женитьба. Гоголь». Спектакль авторский, созданный лауреатом российской театральной премии «Золотая маска» Юрий Бутусов. Презентация пройдет на главной сцене Качаловского театра.

Продолжат фестиваль артисты Воронежского камерного театра, которые покажут казанцам драму Михаила Бычкова «Гроза». Это современная версия событий, описанных в одноименной пьесе Александром Островским.

Хозяева фестиваля, качаловцы, представят на суд зрителя и жюри, постановку «Бег». Спектакль пройдет 25 октября.

Сразу две работы покажет Небольшой драматический театр (Санкт-Петербург). Так, 1 ноября можно будет увидеть спектакль Льва Эренбурга «Три сестры» по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова, а 2 ноября – «На дне», поставленный тем же режиссером по мотивам пьесы Максима Горького.

Завершится фестиваль 19 ноября, когда Театр имени Евгения Вахтангова представит спектакль обладателя премии «Золотая Маска» режиссера Римаса Туминаса по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня».

Во время пресс-конференции в театре имени Качалова министр культуры Татарстана Ирада Аюпова и художественный руководитель казанской труппы Александр Славутский объявили о проведении фестиваля и о начале продаж билетов на фестивальные спектакли.

Отмечая концепцию события, как «Авторский театр. Взгляд на русскую классику», Александр Славутский заметил, что современность может влиять на известные классические произведения, поэтому и подбор спектаклей, участников фестиваля, был продиктован необходимостью познакомить казанского зрителя с работами ведущих театральных режиссеров России.

Все театры, которые подтвердили свое участие, обладают удивительными возможностями. Это и режиссеры, уже не раз номинированные на «Золотую Маску», и те, кто получил ее в качестве признания за выдающиеся театральные постановки.

Это и актерский состав, среди которых есть настоящие звезды - Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Владимир Симонов, Владмир Вдовиченков и Анна Ковальчук.

Цены на фестивальные спектакли начинаются с 300 рублей и могут доходить до 4,5 тысяч рублей. Меньшую часть суммы, необходимой для проведения Качаловского театрального фестиваля - 9,8 миллионов рублей, выделило правительство Татарстана, сообщила министр культуры республики Ирада Аюпова. Большую часть, а это 70%, за счет внебюджетного фонда представляет театр-организатор.

С какой периодичностью будет выходить в свет Качаловский театральный фестиваль, пока не решено.

- Может, раз в два года, может - чаще, - улыбнулся Александр Славутский.

Лика Исаева,
"Комсомольская правда" 03.09.2018 г.

ШАЛЯПИНСКИЙ, НУРИЕВСКИЙ ПЛЮС КАЧАЛОВСКИЙ: КРОМЕ ОПЕРНОГО И БАЛЕТНОГО В КАЗАНИ НАЧНУТ ПРОВОДИТЬ ФЕСТИВАЛЬ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Качаловский театральный фестиваль впервые пройдет в этом году в Казани - на сцене драмтеатра им. Качалова зрителям представят постановки театров Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа... Примечательно, что фестиваль рождается спустя 70 лет с того момента, как Казанскому театру русской драмы постановлением Совета министров СССР присвоили имя выдающегося актера Василия Ивановича Качалова.

- Идея проведения фестиваля возникла у меня сразу, как я приехал в 1994 году в Казань, то есть более 20 лет назад, - сразу отмел в разговоре с корреспондентом «ВК» напросившуюся аналогию с Шаляпинским и Нуриевским фестивалями, которые проводит ТАГТОиБ им. Джалиля художественный руководитель - директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. Качалова Александр Славутский. – Свидетель тому – тогдашняя завлит нашего театра Евгения Кузнецова (с 1996 года помощник художественного руководителя по литературной части московского театра «Современник». - «ВК»). Но реализовать идею мы тогда не смогли: здание театра было в удручающем состоянии. А теперь, после глобальной реконструкции, мы наконец-то получили возможность, не стыдясь, пригласить на сцену Качаловского театра лучшие коллективы страны. Концепция фестиваля сформулирована коротко и четко: это смотр русской драматургии в авторском исполнении. Задача: показать тенденцию развития российского репертуарного театра. Главный акцент – на классике. Предполагаем, что фестиваль будет проходить один раз в два года. Форум 2018 года в определенном смысле пробный, посмотрим, как пройдет, как его примет зритель. Финансовую поддержку фестивалю оказали президент и правительство Татарстана. Билеты на спектакли начнем продавать с 3 сентября.

Качаловский фестиваль продлится месяц. Его афиша открывается 9 и 10 октября спектаклем питерского Театра им. Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке Юрия Бутусова (по пьесе «Женитьба» и другим текстам Н. Гоголя). Затем 17 и 18 октября казанцы увидят «Грозу» А. Островского в постановке Михаила Бычкова (Воронежский камерный театр). Этот спектакль в 2018 году стал победителем театрального конкурса «Браво!» в номинации «Спектакль сезона (большая сцена)». 25 октября свой «Бег» по М. Булгакову представят казанцы - организаторы фестиваля (режиссер Александр Славутский).

«Небольшой драматический театр» (НДТ) Санкт-Петербурга представит на фестивале два спектакля в постановке Льва Эренбурга: 1 ноября - «Три сестры» А. Чехова, 2 ноября - «На дне» М. Горького. Обе постановки 2005 года, неоднократные победители различных театральных премий.

Закроет Качаловский фестиваль Государственный академический театр им. Е. Вахтангова спектаклем «Дядя Ваня» по одноименной пьесе А. Чехова в постановке Римаса Туминаса. Режиссер поставил «Дядю Ваню» (с Сергеем Маковецким в главной роли) в 2009 году, объехал с ним почти полмира и везде встречал восторженные отклики.

Также в программе Качаловского фестиваля – мастер-классы, творческие встречи, онлайн-конференции, круглые столы с участием режиссеров Юрия Бутусова, Михаила Бычкова, Льва Эренбурга и директора Вахтанговского театра Кирилла Крока.

Напомним, в Казани начинающий актер Василий Качалов прожил всего три года – с 1897-го по 1900-й. Имя ставшего великим артиста в нашем городе носит не только театр, но и улица в Приволжском районе Казани. Ранее она называлась Лаврентьевской и располагалась на границе деревни Аметьево и Суконной слободы. На этой окраине ютилась преимущественно беднота, вряд ли Качалов бывал в здешних краях. А на улице Лобачевского на доме №27/11 имеется памятная доска, сообщающая, что здесь в 1897 - 1899 годах жил народный артист СССР Василий Иванович Качалов. Невзирая на приличный фасад здания, исторический особняк заброшен – окна нараспашку, крыша течет...
Ольга Юхновская,
"Вечерняя Казань" 27.08.2018 г.

Путешествие в «Лес» с «Драконом»

В сентябре Большой драматический театр им. В.И. Качалова открывает новый сезон, а накануне труппа собралась после летнего отпуска. О том, какое грандиозное событие ждет публику в новом сезоне, о предстоящих премьерах и о появлении у худрука Качаловского театра тезки в материале «Реального времени».

Первый Качаловский

Прошлый сезон для старейшего российского театра был удачным — театр практически все время работал при аншлагах, в итоге коллектив заработал 35 миллионов, это больше, чем в предыдущем году. Эту цифру озвучил вчера на сборе труппы директор и художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский. Были и успешные гастроли — в Ганновере показали «Женитьбу Фигаро», а в Пекине — «Пиковую даму». Это были показы на фестивалях. Кроме этого, так же в Ганновере на международном фестивале моноспектаклей был показан «Последний день», постановка, посвященная Марине Цветаевой.

Главная новость для театралов — в новом сезоне наконец-то состоится первый Качаловский фестиваль, который так ждет публика. Спектакли будут играться на протяжении октября и ноября с перерывами. Афиша феста более чем внушительная. «Главное событие — это Качаловский фестиваль, мы должны его провести на высоком уровне. Фестиваль актерский, но и режиссёрский одновременно», — пояснил Александр Славутский.

Откроет фестиваль спектакль театра им. Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке лауреата шести «Золотых масок» Юрия Бутусова. Воронежский камерный театр привезет спектакль лауреата премии К. Станиславского Михаила Бычкова «Гроза», действие пьесы Островского переосмыслено, перенесено в восьмидесятые годы прошлого века. Лев Эренбург, лауреат «Золотой маски», руководитель «Небольшого драматического театра» в Санкт-Петербурге везет в Казань «Три сестры», «Братьев Карамазовых» и, очевидно, «На дне». И, наконец, казанцы увидят ставший культовым спектакль главного режиссера Вахтанговского театра Римаса Туминаса «Дядя Ваня». Качаловский театр будет представлен на фестивале «Бегом» и «Женитьбой».

На Качаловском фестивале запланирована и офф-программа, она включит в себя мастер-классы, встречи, «круглый стол» по проблемам современного российского театра, его участником станет один из лучших театральных менеджеров России Кирилл Крок.

В будущем сезоне качаловцы едут на гастроли в Севастополь, Самару и Владимир. А у себя зимой примут коллег из Ганновера, которые привезут инсценировку романа Ремарка «На Западном фронте без перемен». Из премьер, которые состоятся в этом году, были названы две — Александр Славутский работает над постановкой «Дракона» Шварца, а режиссер из Санкт-Петербурга Игорь Коняев приступил к «Лесу» Островского. Как пояснил художественный руководитель театра, в действительности премьер будет больше, просто пока все планы не раскрываются.

В течение сезона предстоят юбилеи, их отметят главный художник театра Александр Патраков, актеры Михаил Галицкий и Ирина Чернавина. Кстати, осенью исполняется 60 лет с того дня, как в труппу театра были приняты Вадим Кешнер и Ирина Чернавина, у них сейчас среди качаловцев максимальный трудовой стаж на этой сцене.

День сбора труппы совпал с еще одним юбилеем — вчера исполнилось бы восемьдесят лет со дня рождения одного из самых ярких актеров-качаловцев Юрия Федотова, к сожалению, десять лет назад ушедшего из жизни. «Из всех наших «стариков» я любил его, может быть, больше других, он был человеком неконфликтным, без выпендрежа, очень сожалею, что его нет с нами», — отметил Александр Славутский.

Сбор труппы завершился поздравлениями Илье Славутскому и Елене Ряшиной, у них недавно родился сын. Малыша назвали в честь деда — Александром, так что у Славутского-старшего теперь есть почти что полный тезка.

«Островский любил актеров»
После обязательной части большая часть труппы сразу же отправилась на репетицию к Игорю Коняеву, который пояснил, почему он выбрал пьесу Александра Островского.

«Островский — не самый последний драматург, может быть, единственный, написавший такое количество пьес. Чехов, например, написал меньше. Я выбрал самую гениальную его пьесу — «Лес». Это пьеса о театре. Более того, это единственная пьеса о нравственности театра, в основном все рассказывают о его безнравственности, и, наверное, этим она уникальна не только с точки зрения русской культуры, но и мировой культуры. Нет пьесы, в которой бы, как в «Лесе», утверждалось, что актер — профессия нравственная», — прокомментировал «Реальному времени» свой выбор Игорь Коняев.

Он напомнил, что роль Несчастливцева была одной из самых любимых у Качалова. «Я буду ставить спектакль прежде всего про нравственность театра. Все люди, которые занимались театром и соприкасались с ним профессионально, пытались найти оправдание этому делу. Потому что театр — это страсть, и пагубная страсть. Потому что без страсти человек работать в театр не придет, и он не будет заниматься театром. Иначе театр его выкинет, его без страсти ничто не будет заставлять выходить на сцену. Как нельзя ставить «Бесприданницу», если нет исполнительницы роли Ларисы Огудаловой, так и «Лес» нельзя ставить, если нет актеров на три роли — Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева. В Казани они есть. Это Светлана Романова, Илья Славутский и Илья Петров», — пояснил свой выбор Игорь Коняев.

Премьера «Леса» состоится уже осенью, сейчас шьются костюмы и делаются декорации к спектаклю.

Татьяна Мамаева,
"Реальное время" 18.08.2018 г.

Театры им. Вахтангова и Ленсовета покажут спектакли на Качаловском фестивале в Казани

Московский Театр имени Евгения Вахтангова, Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета, а также Небольшой драматический театр и Камерный театр Воронежа уже подтвердили свое участие в Первом Качаловском фестивале, который пройдет на площадке Казанского Русского драматического театра им. В. Качалова с начала октября по середину ноября 2018 года.

Афиша и офф-программа масштабного театрального форума, на который приглашены ведущие театры страны, будут окончательно сформированы и опубликованы в ближайшие дни. Об этом сегодня на традиционном «послеотпускном» сборе труппы в преддверии открытия 228-го театрального сезона рассказал художественный руководитель-директор театра Александр Славутский.

По словам Славутского, еще в 1994 году, когда он только пришел в Качаловский театр, вместе с (на тот момент) завлитом театра Евгенией Кузнецовой было написано положение о фестивале, однако реализации планов мешал финансовый вопрос. В этом году благодаря поддержке Президента РТ Рустама Минниханова фестиваль все-таки состоится. Цель, которую поставили для себя «качаловцы», — привезти в Казань лучшие театры России, показать тенденцию развития, движение российского репертуарного театра.

Как ранее сообщало агентство, новый театральный год будет открыт 14 сентября хитом качаловского репертуара, комедией Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Первой премьерой сезона станет постановка «Лес» по одноименной пьесе А. Н. Островского, репетиции которой начинает петербургский режиссер, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Игорь Коняев. В спектакле будут заняты Светлана Романова, Михаил Галицкий, Илья Петров, Илья Славутский, Алексей Захаров, Геннадий Прытков и другие ведущие артисты театра. Казанским зрителям творчество Игоря Коняева уже известно: третий сезон в репертуаре Качаловского с успехом идет его постановка шекспировской комедии «Укрощение строптивой».

Среди ожидаемых премьер сезона — знаменитый «Дракон» Евгения Шварца. Работу над этой пьесой уже начал художественный руководитель театра Александр Славутский.

После успешных гастролей в Германии и Китае качаловцы ждут ответных визитов — казанским зрителям предстоит увидеть спектакли ганноверского и пекинского театров. В конце сезона планируются полномасштабные гастроли труппы качаловского в Севастополе.

Труппу театра в этом сезоне ожидает множество праздников и круглых дат: 22 сентября 70-летие отметит главный художник театра, заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая Александр Патраков, юбилеи отметят также ведущий артист театра, заслуженный артист России, народный художник Татарстана, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая Михаил Галицкий и заслуженная артистка Татарстана Ирина Чернавина.
Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 17.08.2018 г.

«Театр радости»: в Пекине прошел спектакль «Пиковая дама» по мотивам произведения А.С Пушкина

Пекин – это не только политический и экономический центр Китая, но и культурный, где проходят разнообразные фестивали, включая балетные, музыкальные и театральные. Столичный театр «Шоуду» с 22 июня по 8 июля стал площадкой для показа трех иностранных спектаклей на Международном фестивале театрального искусства, жемчужин современного театра, в числе которых оказался спектакль «Пиковая дама» в блестящем исполнении Казанского академического русского большого драматического театра им. Качалова из Республики Татарстан, Россия. Спектакль шел три дня с 6 по 8 июля на русском языке с китайскими субтитрами и имел большой успех у китайской публики. Согласно представителю театра им. Качалова, на все три спектакля билеты были проданы, а зрители реагировали на постановку бурными аплодисментами и криками «браво».

«Пиковая дама» - это повесть известного российского классика А.С. Пушкина. Произведение было написано в 1833 году и рассказывает историю молодого инженера Германна, произошедшую с ним в Петербурге. Не будучи заядлым игроком, он случайно узнает за карточным столом, что существует тайная комбинация карт, позволяющая непрерывно выигрывать, и становится одержим идеей узнать эту тайну, которой владеет только графиня Томская. Для достижения своей цели Германн сближается с воспитанницей старой графини, чтобы быть ближе к источнику тайны. В итоге молодому человеку удается узнать секрет, однако, из-за алчности и корысти героя, знание тайны оказывает на него разрушающее воздействие.

Чтобы ближе познакомить китайских зрителей с постановкой и рассказать им про сам театр им. Качалова, являющийся одним из старейших театров России, его творчество, актеров и так далее, 7 июля была проведена лекция на тему «Значение театра в обществе», которую вел художественный руководитель театра им. Качалова народный артист России Александр Славутский. «Время действия «Пиковой дамы» - начало 19-го века. Но мы не строили интерьеров исторических. Мы не делали костюмы исторические. Мы средствами театра пытались выразить то время и наши сегодняшние мысли. Для нас Петербург – это огромные высокие окна дворцов, покрытые изморозью. А в костюмах даже нет рукавов на военных мундирах. Все костюмы только условно сделаны», - рассказал Александр Славутский. По мнению художественного руководителя, несмотря на то, что «Пиковая дама» была написана почти 200 лет назад, эта история все еще актуальна и современна, она затрагивает те же проблемы, которые существовали во времена Пушкина. «Пиковая дама» - это про нас и про вас. И вообще классика – это то, что суть проблемы общечеловеческой выражает и остается современной на многие времена», - добавил Славутский. Он также считает, что театр должен помогать строить гражданское общество и «поучать, но развлекая или развлекая поучать».

За всю историю существования театра им. Качалова и за длительный опыт гастролей труппы по всему миру Пекин стал первой площадкой показа спектаклей этого театра в азиатском регионе. Тем не менее, как признался Александр Славутский, идея поездки в Китай всегда его интересовала. Он оценил современные достижения Поднебесной, выразил восхищение от китайских скоростных поездов и технических инноваций. «Китай должен быть для нас примером, - подчеркнул заслуженный артист России. – Надо двигаться своим путем. Мы [Китай и Россия] повернулись друг к другу и движемся в правильном направлении».

В Китае существует своя древняя театральная культура, однако иностранные, в том числе и российские классические, постановки собирают немало китайских зрителей и настоящих поклонников зарубежного театра. Спектакль «Пиковая дама», которому уже 20 лет, был встречен пекинскими зрителями очень тепло, что показывает неугасаемый интерес к российской классике и к А.С. Пушкину среди китайцев. Успех постановки театра им. Качалова можно объяснить словами Александра Славутского: «Мой театр - это театр радости. Жизнь так непроста, мы не знаем, чем она заканчивается. Поэтому я убежден, что театр должен помогать жить».
Анастасия Сухорецкая,
«Жэньминь жибао» онлайн 23.07.2018 г.

С  корабля на бал

С Международного театрального фестиваля в Пекине возвратилась труппа  Казанского академического русского большого драматического театра им. В. И. Качалова.  

Международный театральный фестиваль в Пекине в этом году проходит восьмой раз. Главная его цель – знакомить жителей Китайской народной Республики с театрами мира. Европейское искусство — своеобразная экзотика для столь специфичного региона . В Китае к нему проявляется огромный интерес. Правда, и «кормят» западными блюдами свою публику организаторы фестиваля очень небольшими порциями. Современные декорации, как правило, сложны для монтировки, требуют больших затрат по времени и точности в работе, поэтому каждый год организаторы фестиваля приглашают три-четыре театра  из Европы, которые дают один спектакль , но три дня подряд.  Российским театрам выпадает бывать в Поднебесной нечасто. В 2016 году  это был знаменитый своей историей Александринский театр из Санкт-Петербурга  со спектаклем «Женитьба» режиссера Валерия Фокина. В этом году на сцене Пекинского народного художественного театра была представлена одноактная «Пиковая дама» Александра Славутского, а также ещё два театра, в ряду с которыми для нас стоять довольно престижно. Шекспировская «Буря» болгарского режиссера  Александра Морфова, и чрезвычайно любопытная, авторская постановка «Земля обетованная» известного как театр нового времени театра, Лодзи из Польши.

«Сотрудничество началось с того, что китайская делегация приехала в Казань для знакомства с нашим регионом, нашим театром и его репертуаром, — рассказывает помощник художественного руководителя по литературной части заслуженный работник культуры Татарстана   Диляра Хусаинова, — Для фестиваля в Пекине  был отобран спектакль «Пиковая дама».  Во-первых, потому что в Китае очень хорошо знают и любят Пушкина. Во-вторых, им интересна классика. И, наконец, наш спектакль,  им очень понравился.  Так что, выбор был легким и сомнений не вызывал».

«Пиковая дама» покинула сцену качаловского театра, да и наш город, уже в середине апреля. Декорации долгим путём отправились на место гастролей и только в середине лета, 3 июля, накануне спектакля, прибыли в Пекин. Теперь они отправились в сторону дома. Преодолев  утомительное путешествие через море, вновь с корабля на бал, история мистических приключений Германа,выйдет на родную сцену лишь в середине октября.  
А уже в начале следующего года столицу Татарстана ждут ответные гастроли.  Из Пекина руководители  качаловского театра привезли  несколько дисков с записями постановок, из которых предстоит выбрать самый достойный внимания нашей публики.

А покорение вершины под названием Китайская народная Республика прошло успешно. Достоверным признаком этого были ежедневные аншлаги в зале на 920 мест. Более того, мистическая драма так задела китайского зрителя, что на встречу с артистами пришло рекордное количество желающих, порядка 200 человек. Это были учащиеся театральных учебных заведений и актёры театра, студенты, изучающие русский язык,  представители прессы и просто зрители.  Организаторам пришлось ставить в зале, предназначенном для беседы, дополнительные стулья. Отвечали на вопросы зрителей режиссер постановки, Александр Славутский, исполнители главных ролей: Светлана Романова, Илья Петров  и Мария Шеховцова и молодые артисты театра, занятые в постановке.  

Вопросы задавались не праздные, о русском театре, его отличиях от театра восточного. Об особенностях восприятия спектакля зрителями разных стран, ведь  с этой постановкой казанский театр объездил полмира. Задумались зрители и о том, какие факторы влияют на долгую жизнь спектакля,  «Пиковая дама» не сходит со сцены вот уже без малого двадцать лет, интересовало китайскую публику и то, как изменился спектакль за это время. Профессиональным театралам любопытны были принципы, на которых строится диалог режиссера с артистами, способы существования актёров на сцене,  и даже то, как чётко и бесшумно двигаются во время действия штанкеты. Настоящий диспут разгорелся на встрече по вопросу предназначения театра в современном обществе. В ходе него выяснилось, что уставным принципом китайцев вообще, и режиссеров в частности является «Служить народу!» Главный режиссер театра им.Качалова, Александр Славутский признался, что он всю жизнь в своём творчестве придерживался подобных позиций.

Самым страстным желанием Александра Славутского, как автора постановки «Пиковой дамы» было получить обратную связь, так что он  и  и сам задавал много вопросов: как поняли зрители ту или иную сцену. Делясь впечатлениями от спектакля, присутствующие говорили о том, что самая интригующая и авантюрная драма А.С.Пушкина натолкнула их на размышления: вне зависимости от времени и места,  человек, даже имея все необходимое, ведь в повести Герман вовсе не бедствует, стремится к ещё большему богатству так рьяно, что готов ради золотого тельца пойти на компромисс со своей совестью, пренебречь всеми мыслимыми правилами, вступив в сделку с дьяволом. Отметили зрители и множество режиссерских приёмов, благо Китай — страна, где умеют считывать символы, позволяющие создать из повести XVIII века «блестящее, но фатальное танго», как и заявлено в афише спектакля.

По словам артистов труппы, им было интересно в Китае всё. Здание театра, которое проектировали советские архитекторы, вызвало у наших артистов одновременно ностальгию и восхищение. Монументальность сталинского стиля в сочетании с национальными мотивами, позволила создать нечто неповторимое. Приятно удивлены казанцы были прекрасной акустикой и функциональной площадкой, объемными карманами  сцены и высоким уровнем оборудования, чистотой и аккуратностью вокруг. Перед началом каждого спектакля китайцы предусмотрительно снабжали артистов прохладительными напитками, кондиционерами, что было немаловажно в столь сильную жару, что стоит в это время года в Пекине. Особую атмосферу создавали курящиеся повсюду  благовония.

Своими глазами увидели качаловцы печально известный атрибут Пекина – смог. «Когда не пасмурно, но и солнца нет, потому что то светит через плотный занавес дымки», — комментирует Диляра Хусаинова. Заботясь о гостях, китайцы поселили труппу казанского театра в шаговой доступности от театра. Но любознательные актёры в краткие свободные  от репетиций и спектаклей моменты всё же дошли до главных достопримечательностей Китая: площади  Тяньаньмэнь и Запретного города. А несколько человек, у которых было чуть больше времени, пренебрегая сном и отдыхом, совершили четырехчасовое паломничество к знаменитой Китайской стене.

«Но самое главное – мы приобрели, интересный опыт познания чужой страны и опыт зрительский. – делится зав.лит театра. — Потому что первый спектакль в другой стране всегда проходит с большим волнением. Никогда не знаешь, как люди будут это все понимать, воспринимать и реагировать. Как правило, для зрителя это проходит незамеченным, артисты не дрожат, не забывают слов от волнения. Сцена – их профессия! Только мы, и переводчики, видят, насколько легче проходит второй спектакль».  

Своеобразным опытом стала встреча с качаловцами для китайских волонтеров, которые сопровождали казанцев повсюду.  Китай — страна непризнавшая английский языком всемирного общения, поэтому русскоговорящих волонтёров набралось достаточно. Для улучшения коммуникаций они были распределены по театральным цехам и за неделю, так прониклись атмосферой театра, что некоторые из них изъявили желание поменять уже приобретенные профессии.
Ирина Ульянова,
"Я Казанец" 19.07.2018 г.
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский