КАБАРЕ ИЛЬИ СЛАВУТСКОГО: «ПРИВЕТ» ОТ ЛЕЩЕНКО, ДИСКО-ШАР И ЛОДОЧКИ ПОСЛЕВОЕННОЙ МОДЫ
Съемочная группа «Татар-информ» делится секретами и деталями создания кабаре в исполнении актеров драматического театра.
В Казани на Малой сцене русского академического драматического театра им. В. Качалова прошла премьера ретро-концерта «Когда зажгутся фонари», над которым два месяца трудился Илья Славутский. Монохромная, стильная постановка действительно больше напоминает кабаре, чем традиционный спектакль. Такого «качаловская» сцена еще не видела. Четыре актера, четыре образа затерялись во времени где-то между 1892-м и 1940-м годами. Елена Ряшина, Эльза Фардеева, Алексей Захаров и сам Славутский прочли залу стихи поэтов Серебряного века, исполнили песни из репертуара Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Леонида Утесова, Вадима Козина, Клавдии Шульженко.Театральные музыканты в этот вечер покинули оркестровую яму, на время примерив роль салонных артистов. А вокруг – пары танцовщиков: танго, вальс, фокстрот.
Автор, режиссер-постановщик, одновременно исполнитель одной из главных ролей кабаре Илья Славутский поделился мыслями о чудовищной российской эстраде, манифесте «за потрясающие образцы» песенного жанра, «архисложных» задачах и тонкостях модного дела.
Илья Александрович, правда ли то, что вы привезли идею этого концерта из Марселя, где всей труппой показывали полюбившееся французами кабаре?
– Да, здесь целая история. В Марселе на фестивале русских театров, участниками которого мы многократно были, существует такая традиция: русские драматические артисты исполняют после спектакля музыкальную программу из русских песен: некое подобие кабаре. Поэтому, получается, что работа над этим концертом шла не один год. У истоков стояли мы с Еленой Ряшиной, Назаром и Булатом Туктамышевыми (оркестранты музыкального коллектива театра – прим. Т.-и.). Сначала мы составили подборку песен, которые мы любили и знали, затем сочиняли, придумывали вариации на эти мелодии. Это замечательный жанр, который может быть очень театральным, и в нашей труппе возможности его воплощения есть: поющие артисты, замечательный живой оркестр. Так эта программа переросла в самостоятельный концерт-спектакль. И сейчас он обретает свою полноценную жизнь в репертуаре нашей Малой сцены как оригинальная и эксклюзивная постановка.
Если я не ошибаюсь, это ваша пятая режиссерская работа. И ставите именно ретро-концерт, путешествие по настроениям 20 века. Чем он для вас так притягателен, не замечала за вами консерватизма. Скучаете по тем временам?
– Не только я, думаю. Мне кажется, сейчас ностальгия – массовое явление. Это обращение к прошлому очевидно проявляется сейчас и в кино, и в литературе. Если вы включите телевизор, пролистаете 50 каналов, на сорока будут крутить старое хорошее кино. Я подчеркиваю – хорошее, либо какие-то передачи исторические. Наступает время, когда человек хочет переосмыслить прошлое потому, что 20 век был очень насыщен событиями: и трагическими, и счастливыми, насыщен открытиями, техническими свершениями. И революция, и завоевание советского строя, и полет в космос. Это колоссальное количество исторических событий, очень плотно приближенных друг к другу, мне кажется, не дало возможности вздохнуть, подумать, оценить. Сейчас, спустя десятилетия, хочется это сделать и такая возможность есть.
Начало 20 века в нашей стране – это художественный взлет во всех областях: в кинематографе, музыке, живописи и в архитектуре. А все эти песенки из нашей постановки, и я специально говорю «песенки» потому, что на старых пластинках значится именно «грустные песенки» или «веселые песенки», – это не просто песенки, это жемчужины. Это очень глубокие по смыслу, очень тонко написанные стихи, прекрасно, фантастически написанные мелодии. Они бессмертны. На фоне той чудовищной эстрады, что мы сейчас, на мой взгляд, имеем, свет от песенной сокровищницы начала века становится еще ярче.
Российская эстрада в крайне печальном состоянии пребывает, на мой взгляд. Это псевдотворчество настолько вторично, блекло и малоталантливо, настолько пусто смыслово, беспомощно и мертво. И на фоне этой пошлой примитивности ретро звучит настолько пронзительно, настолько искренне, на таком высоком уровне профессионализма. И мы рады дать людям возможность узнать или вспомнить, что такое на самом деле песня, какие замечательные исполнители были. Ведь это тоже была эстрада, но мощная, разноплановая, обширная. В нашем концерте звучат песни из репертуара Юрьевой, Козина, Петра Лещенко и других прекрасных артистов. Всего прозвучит около 30 композиций, и концерт идет час 40 всего, а хотелось бы намного больше. Российская, советская эстрада 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, вплоть до 70-х – это огромный пласт потрясающих песен по профессиональному уровню, по качеству вокала даже просто. Это же невероятно!
Получается, «Когда зажгутся фонари» – это манифест против эстрады?
– Это не манифест «против» чего-то, это манифест «за». За то, что есть потрясающие образцы песенного жанра, о которых мы хотели людям напомнить, подарить им радость встречи с по-настоящему прекрасным искусством. Где еще люди услышат эти песни? Были какие-то попытки современных эстрадных певцов прикоснуться к этому материалу, но, к сожалению, я не видел ни одной удачной. Возможно, дело в страшном несоответствии уровня песен и скромного дарования многих представителей нашей современной эстрады. Песню во многом делает артист, который на сцене: он по-настоящему глубоко рассказывает некую историю, в каждой этой «песенке», на первый взгляд простенькой, очень хорошие стихи, в каждой заложена история, посыл, мораль.
С музыкальной составляющей понятно – Борис Фомин, Леонид Утёсов, что с поэтической частью? У меня не получилось с первого раза на слух распознать авторов и произведения.
– Это в большинстве своем Серебряный век: Георгий Иванов, Гумилев, Северянин, Брюсов, Лохвицкая, есть также Маршак, Бёрнс. Когда мы начали работать над постановкой, мы сознательно сделали выбор в пользу этих авторов, которые, возможно, не так широко известны.
Не хотели мейнстрима?
– Тут странная вещь произошла: стихи моего любимого поэта Маяковского или Пастернака оказались настолько самодостаточными, что не соединялись с песнями. Или музыка, или поэзия оказывались подавленными. А вот эти авторы соединились, оказались более прозрачными. Они дают больше возможностей для интерпретации. «Когда зажгутся фонари» – цельное повествование, слаженное и собранное в единую линию. Было очень важно, чтобы все компоненты дополняли друг друга, являлись звеньями одной цепи.
Вы «вытащили» театральный оркестр из оркестровой ямы на сцену, музыканты все-таки не привыкли находиться в прицеле взглядов сотни зрителей, не боитесь, что они заглушали тот драйв от актеров? Работали ли с ними дополнительно?
– Работа над этим была проведена. Хотя, на мой взгляд, музыкант не должен ничем не отличаться от драматического артиста, понятия эмоциональности, заразительности должны присутствовать. И актерскому мастерству в консерватории должны учить, хотя в реальности не всегда так, согласен. Музыканты в нашем концерте становятся такими же полноценными артистами, участниками спектакля. Я стараюсь научить и улыбаться, и проживать эти истории вместе с нами. Они это будут делать и уже делают на репетициях. Ведь если музыкант не чувствует и вместе с вокалистом, например, не «дышит», то эффекта на зрителя никакого не будет.
Концерт оказалось сложнее ставить, чем вы думали?
– Это во много раз сложнее, чем обычный спектакль потому, что здесь у режиссера намного меньше инструментов, драматических рычагов воздействия, к которым я привык. Есть хорошие мелодии и хорошие тексты, но по большому счету здесь нам предстояло создать свою драматургию. Каждую песню нужно было проработать, довести до состояния «истории». В сущности, у нас получился связанный по смыслу и настроениям, антуражу набор маленьких спектаклей. Здесь нет никакого режиссерского выпендрежа, все, казалось бы, очень просто. И, надо сказать, сделать просто – это самое сложное. Плюс ко всему Малая сцена диктует свои законы: зритель в паре сантиметров от нас, все должно быть до крайности притягательно.
Вы сознательно запланировали выпуск концерта под Новый год?
– Да, это абсолютно сознательное решение театра, такой подарок зрителю под Новый год. Именно так. Хотя никаких елок и Дед Морозов у нас нет, здесь чувствуется рождественско-новогоднее настроение. Была задача сделать хороший, стильный, умный, добрый спектакль.
Вы здесь выступайте не только как режиссёр, но и как один из ключевых артистов, не мешает ли роль режиссировать и наоборот?
– Это, на самом деле, архисложно.
Во время репетиции концерта вы часто поправляли артистов, показывали им, как лучше воплотить идею. Не страшно, что вам некому подсказать, как лучше?
– Я был бы рад подсказать самому себе со стороны, и в данном случае оттачиваю в себе эту способность и умение посмотреть на себя, на спектакль в целом со стороны, абстрагироваться от своего личного участия. Во время репетиций я много раз перехожу из роли артиста в роль режиссера: со сцены в зал. К тому же я не один наблюдаю за процессом: в зале всегда сидят те, кто могут что-то увидеть, что я не сразу вижу или замечаю. Думаю, у нас получается.
В главных ролях, в качестве чтецов и вокалистов в концерте было задействовано всего четверо артистов. Алексей Захаров – самый молодой из этой группы, к нему и возникало больше всех вопросов на репетициях. Справился?
– Это очень непростой жанр, но это определенно его жанр. В Алексее есть эксцентрика, которая здесь необходима, он участвовал в этой программе и во Франции. Леша, кстати, появился в нашем кабаре очень забавным образом. Он на театральном капустнике вместе с ребятами сделал шутливую песенку, пел Вертинского очень смешно, точно, заразительно. Я увидел и сразу понял, что надо брать его в программу. Кроме того, для этого спектакля нужно было найти очень разноплановых артистов. В некотором смысле мы вчетвером – это разные театральные маски: в сущности – Пьеро, Арлекин, Коломбина и Пьеретта. Через стихи и песни протянуты четыре сформированные линии.
Фраки, лакированные туфли, блестки, диско-шар и лодочки с ремешками чуть ли не послевоенной моды – костюмы и декорации точно из одной эпохи? В какое время вы перенесли зрителя?
– Это хорошо, что вы не можете понять. Поскольку песни наши во времени распределились от 1892 года до почти 1940-х, то есть в достаточно большом промежутке, в котором мода кардинально сменилась раз десять. Поэтому, когда мы стали придумывать костюмы, мы пришли в ужас: какую брать эпоху? Если брать только 40-е годы с этими колечками, буклями и силуэтами, то это значит, отсекать все остальное. А этого нам не хотелось. Мы нашли некое пограничное пространство вне времени. Мы играем в ретро.
Использованы детали костюмов и декораций разных десятилетий. Очень долго думали над прическами: сейчас нашелся хороший баланс – заплели девушкам косы с лентами, убрали волосы наверх. И все смотрится органично, но, чтобы прийти к этой простоте, нам пришлось серьезно поразмыслить. Например, цветки на фраках кавалеров – это «привет» от Петра Лещенко, фрак – «привет» от Вертинского. Но с учетом того, что цветки в тон фракам, это не смотрится пошло, примитивно или вычурно. Все нарочито сделано немножко наивно, это сознательный акт. Очень жестко выдержана цветовая гамма: я хотел создать эффект старой фотографии, поэтому отказался от ярких цветов, – здесь нет ни зеленых, ни синих, ни желтых. Все серебристо-молочное, как на старых карточках.
Если кабаре, концерт превратился в постановку с прослеживаемыми линиями героев, стала драмой, то у нее появился общий смысл. О чем ваш спектакль?
– Это призыв радоваться жизни, любви и просто существованию. В чем ценность человеческой жизни? Все просто: ценность в том, что мы любим, дружим, только в суете мы об этом забываем. А в этих «песенках» есть про это. Они, может быть, наивны, но эти «наивные» старомодные «песенки» нас возвращают к исходным понятиям, дают возможность стереть весь мусор, весь поток бесконечной, ненужной информации. Вот главное.
Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 13.12.2017 г.
Александр Славутский: «Театру отдаю все»
В понедельник 27 ноября отметил свой юбилей художественный руководитель и директор Государственного академического большого драматического театра имени Василия Качалова, депутат Госсовета Татарстана, народный артист России и Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая, лауреат Премии Правительства России им.Ф.Волкова Александр Яковлевич Славутский.
Его имя на слуху не только у завзятых театралов. Кто побывал хотя бы на одной из многочисленных постановок «качаловцев», обязательно заинтересуется их репертуаром. Если окажется рядом со зданием театра непременно осмотрит театральные афиши с фрагментами спектаклей. Поинтересуется стоимостью билетов. Так, шаг за шагом новый зритель подтягивается к театральным подмосткам. Не факт, что он становится ярым поклонником Качаловского – как всякое творческое сообщество, этот театр имеет друзей и недругов, почитателей и «отрицателей» предлагаемого сценического формата. Александр Яковлевич Славутский не скрывает, что в целом пока доволен, как идут дела в театре. Конечно, прежде всего, как руководитель этого сложного, многообразного, живого «производства». То, что практически каждый вечер «театр полон, ложи блещут» — во многом и его заслуга, и отрицать очевидный факт вряд ли кто возьмется.
Однако каждый день приносит новые заботы и хлопоты, каждый театральный цех требует внимания и насыщения. Неудивительно, что Александр Славутский, разговаривая с нами в своем кабинете на темы личные и профессиональные, успевал наблюдать за репетицией вечернего спектакля и, кажется, даже иногда «оказывался» на сцене вместе с артистами.
Редчайший случай, если директор театра не присутствует на спектакле, или не смотрит его прямую трансляцию со своего рабочего места. И это не от недоверия к коллективу. Как говорит сам Александр Яковлевич, это его личное беспокойство, привычка все доводить до совершенства. Хотя не всегда получается, конечно.
И он всегда был таким – с юности. И потом, когда понял, что тяга к театральному действу перевешивает все остальное. Полвека понадобилось Александру Славутскому, чтобы убедиться в правильности выбора дела всей жизни.
Мы же понимаем, что стать успешным деятелем в любой сфере, мало только опыта и профессионального образования. Стереотип, но, как сейчас говорят – актуален: лидер должен быть немножко с «сумасшедшинкой», с неким особым обаянием, присущим только ему одному, способностью иметь жесткую хватку и мало кого бояться. На мой взгляд, художественный руководитель известного в стране театрального коллектива этими «фишками» обладает. Мы решили использовать для юбилейного интервью с Александром Славутским, немного необычный формат, и соединили конкретные вопросы и ответы в режиме «нон-стоп». Это немного напомнило мне – поклоннице репертуара театра имени Качалова – один из любимых жанров «главного».
Похожее на ритм чечетки — динамичное театральное действо с изрядной долей странной мечты-фантазии.
— Александр Яковлевич, Вам как художественному руководителю больше по душе только положительные отзывы о работах коллектива, или «разношерстные» мнения тоже имеют право на существование и воспринимаются вами с интересом?
— Практически каждый вечер на наших спектаклях полный зал, и далеко не только на премьерах аншлаг: все пятьсот пять билетов куплены. Но есть люди, которые не считают это критерием успеха. Конечно, существуют разные точки зрения: я-то уверен, что если зритель уходит со спектакля, то это плохо, и ответственность за это лежит, в первую очередь, на художнике. Театр должен учитывать зрителя, не идти у него на поводу, но учитывать, думать о нем. Работать же исключительно на мнения одного или двух критиков, считаю пошлостью.
— Но Вы ведь учитываете их мнение?
— Мне важно, чтобы мнение критика открыло что-то новое в сделанном мною, и в результате помогло. Сейчас, к сожалению, в журналистике немало агрессивных и наглых дилетантов, много высказываний анонимных, что дает возможность элементарно оскорблять людей. Бессмысленно прислушиваться к подобным, а вот умные отзывы, конечно же, приму во внимание. Важно понимать, что даже самый одаренный критик — это всего лишь делающий свою работу человек. Он приходит и смотрит наш спектакль один — два вечера, а мы коллективом в двести человек работаем над ним по полгода. Мне кажется, журналисты и критики должны осознавать, что мы все плывем в одной лодке, не быть высокомерным по отношению к нашему общему делу. Для меня авторитетами являются только мое сердце и автор произведения, по которому я ставлю спектакль. Критиковать зрителей бессмысленно. Если они встают и уходят во время спектакля, значит, это наша недоработка. Режиссер должен знать своих зрителей, и уметь говорить с ними о том, что их волнует, а главное — быть искренним. В наш театр приходят педагоги, врачи, учителя, студенты. Это все небогатые люди. Но эти зрители мне важны и дороги, поэтому мы не поднимаем цены на билеты.
— На гастролях вы обычно держите не самую высокую ценовую планку?
— В городах, где мы гастролируем, тоже нет большого количества миллионеров. Например, в этом году были в Кирове, две недели прошли при аншлаге, для нас это определяющий момент, а не цены на билеты.
— Все, кто видели вашу новую остановку – пьесу Михаила Булгакова «Бег», задаются вопросом: почему именно это произведение?
— Я искал пьесу, которая мне бы понравилась правдой оценки социально-политических процессов, происходивших в нашей стране в начале 20 века. Булгакова я вообще люблю, и желания отметить дату — столетие Октябрьской революции у нас не было. О «Беге» я думал еще в молодости. Всех персонажей этого произведения считаю заслуживающими сострадания, и мне хотелось отдать дань памяти людям, чья жизнь был загублена обстоятельствами социальных преобразований.
— Есть ли в семье, где вы родились, люди, причастные к миру театра?
— Моя старшая сестра много лет была главным режиссером хабаровской студии телевидения.
— Чем притягательным оказался театр именно для вас?
— Еще в школе ходил в театральный кружок, в 16 лет поступил в театральную студию в Челябинске. Мне нравился театр, помню запах грима, театральные чудеса на сцене. И вот уже 50 лет театр – моя жизнь.
— За что можете уволить актера?
— За бездарность, лень и равнодушие, к сожалению, уволить нельзя. Поэтому остаются только нарушения трудовой дисциплины, в кодексе все написано.
— Бывает ли такое, что личные взаимоотношения артистов переносятся на сцену?
— Артист, выходя на сцену, должен забыть о личной любви или ненависти. Иначе он не артист. Он должен присвоить себе обстоятельства персонажа и жить ими.
— Вы избраны депутатом Госсовета Татарстана, на недавнем заседании татарстанского парламента поднимался вопрос об обязательном изучении татарского языка. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
— Считаю, что каждый человек должен знать родной язык, владеть им. У нас два государственных языка. Хорошо было бы, если бы все могли друг с другом объясниться. Считаю, что в любом вопросе важно уметь находить точки соприкосновения. Когда решаются сложные задачи, я всегда помню, что за мной стоит коллектив театра, и обращаясь к власти, стараюсь быть убедительным, чтобы меня поняли, услышали и помогли. Президент Татарстана Рустам Минниханов всегда идет навстречу нашему театру, за что мы ему искренне благодарны. Огромным достижением последних нескольких лет считаю успешно проведенную дорогостоящую реконструкцию здания нашего театра…
— Оправдал ли ваши ожидания, как депутата, принятый в прошлом году Госсоветом Татарстана закон «О театре»?
— Хотелось видеть в этом документе, законодательно закрепленную статью о полномасштабной контрактной системе, но, к сожалению, это вступает в противоречие с трудовым кодексом. В такой ситуации неталантливый человек становится неким «балластом» для коллектива. Контрактная система позволила бы без больших обид с обеих сторон расстаться, что называется, по-хорошему.
— Вам не хотелось самому выйти на сцену в качестве артиста?
— Я в юности уже был актером, но быстро понял, что это не моя профессия. Слишком зависимая, а мой свободолюбивый характер этому сопротивляется.
— Было ли у вас желание попробовать себя в кинорежиссуре?
— Всегда хотелось. В юности не получилось Если бы сейчас представилась возможность снять фильм, то хотелось бы экранизировать что-нибудь из хорошей современной литературы.
— Александр Яковлевич, Вам не кажется, что сейчас люди ходят в театр, чтобы послушать хорошую, грамотную речь, дефицит которой явно ощущается в современном обществе?
— Люди приходят в театр, чтобы получить радость, надежду, что жизнь не бессмыленна.
— Расскажите о малой сцене вашего театра. Нет ли ощущения, что это площадка для второстепенных постановок?
— Ни в коем случае. Некоторые спектакли здесь сыграть труднее, чем из репертуара Основной сцены. Малая — это всего лишь обозначение размера зала. Сейчас у нас в репертуаре Малой сцене «Вишневый сад», «Женитьба», «Мышеловка». «Последний день» по произведениям Марины Цветаевой, «Последний коммунист» по повести Залотухи. Экономически эта сцена дает нам меньше денег, потому что зал вмещает меньше зрителей, но популярность его очень высока. Здесь камерная атмосфера. Многим нравится.
— Большая часть жизнь занята театром. Есть ли какие-то сожаления, мечты?
— Сожаление только одно – жизнь быстротечна. Мы знаем, чем она закончится. Если бы сейчас начал с моим нынешним опытом, то меньше бы совершал ошибок. Мечты? Хотел бы завести кота, но, к сожалению, пока не могу себе этого позволить, потому что мы с супругой (актриса Светлана Романова) практически не бываем дома. Сын Илья (Илья Славутский – актер и режиссер театра имени В.Качалова) живет отдельно.
— Если делить людей на «кошачьих» и «собачьих», то к каким бы вы себя отнесли?
— Скорее, к собачьим. Мне нравятся собаки с хорошими челюстями, которые могут ухватить и держать добычу.
— Как вы проводите свободное время, если оно есть?
— Все свободное время я, так или иначе, посвящаю театру. Если предоставляется возможность, люблю поездить за рулем на машине. Если куда-то выезжаем, с удовольствием похожу по магазинам: у меня нестандартная фигура, и я предпочитаю сам покупать себе вещи. А вообще я в свое время много чем увлекался: делал скульптуры, выращивал цитрусы, цветы, иногда столярничал, у меня есть для этого все инструменты. Я по натуре созидатель. И свою жизнь в театре всегда строил исходя из этого.
Ирина Мушкина,
"Республика Татарстан" 30.11.2017 г.