В Качаловском театре с успехом прошла премьера спектакля «Бег» по пьесе Булгакова

Восемь видений объятой ужасом, загнанной, трещащей по швам страны на три часа окунули зрителей в ледяную агонию революционной России.

Накануне вечером, 6 октября, в казанском Русском драматическом театре им. В.Качалова состоялась долгожданная премьера спектакля-фантасмагории «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Восемь снов-видений объятой ужасом, загнанной, трещащей по швам страны на три часа окунули зрителей в ледяную агонию революционной России.

Постановка Александра Славутского рассказывает о последних днях Гражданской войны, когда Белое движение, уже осознавая свою скорую гибель, предпринимало последние попытки сохранить за собой территории: со всей страны «под крыло» командующего фронтом генерал-лейтенанта Романа Хлудова в Крым бежала интеллигенция, спасаясь от наступления Красной армии. После того, как стало понятно, что империю уже не спасти, Белое движение вместе со всеми, кто его поддерживал, начало «бег» из страны. Срываясь с десятилетиями насиженных мест, бросая свои дома и землю, оставляя вместе с ними не только традиции, привычки, но и гордость, самоуважение, тысячи людей бежали в Европу под страхом смерти.

Пьеса была написана на основе воспоминаний жены Булгакова об эмигрантской жизни и на мемуарах генерала Слащева, ставшего прототипом Хлудова, в 1927 году. В ней высвечиваются судьбы «белых» эмигрантов, людей, движимых очень разными идеями. Запорожский казак генерал-майор Григорий Чарнота – третий человек в «армии белых». Решительный, смелый и артистичный, он воюет, как и живет – «от души», гордясь победами в схватках с противником. Чарнота увлечен «войнушкой», но вряд ли заставляет себя погрузиться в суть конфликта идеологий и государственных режимов. Образованный, думающий, а от того неспокойный Роман Хлудов воюет за свой мир, разрушаемый большевистским движением. Сам он движим великой и единственно возможной для него идеей, доведен до отчаяния ее провалом. Министр финансов Парамон Корзухин бежит, чтобы спасти свою шкуру, заодно стараясь прихватить с собой как можно больше добра и переждать «все это сумасшествие» подальше от страны «с ее сумасшедшими русскими». Потомственный интеллигент Голубков бежит потому, что не может не проводить оставленную всеми в Петербурге в окружении «красных» Серафиму Корзухину к мужу. Мотивов, оправданий и вариантов – тысячи.

В истории Булгакова нет «плохих» и «хороших», грань между правильным и неправильным настолько истончилась, что иной раз и вовсе стирается, давая каждому, кто в нее погружается, простор для размышлений. Писатель проявил реальность революции, действительность настолько грязную, фальшивую и горькую, что принять ее для себя смогли лишь немногие герои того времени.

Через Крым эмигранты бегут в Константинополь, Марсель, Париж. «Мы все растеряли во время этого бега. Каждый из нас будет пропадать по-своему», – говорит булгаковская героиня. В новом мире, где не осталось твердой земли под ногами, не осталось ничего конкретного, четкого и чистого, каждый забывается, как может: кто-то находит спасение в сумасшествии, кто-то – доходит до финальной точки абсурда, но есть и такие, кто нашел свой мир в любви.

Для Александра Славутского пьеса стала историей о любви: он ставил «Бег», как сам пояснил, именно о самом лучшем из человеческих чувств. Два центральных персонажа – Голубков и Серафима – в процессе этого бега, этого хаоса, этой социальной фантасмагории обрели друг друга, и благодаря этой любви смогли вернуться на родину, заново обрести силу и веру в жизнь, в будущее, чего нельзя сказать о других героях.

Вместе с художниками Александром Петраковым и Еленой Четвертковой режиссер очень тонко воссоздал время и образ действия для персонажей Булгакова. Рубахи и шинели, сапоги, шаровары и женские платья в постановке реалистичны, легкую стилизацию выдают лишь детали – оторочка платьев, вставки современных форм на обуви. Пространствообразующими элементами в спектакле стали устремленные в потолок колонны-конструкции на металлическом скелете, обтянутые полупрозрачной серой тканью. Вращение и перестановка модулей задают образы жилых комнат, штабов, залов особняков или маленьких каморок, в которых разворачиваестся действие.

Повсюду героев окружают сталь и холод, жесткая мебель, печатная машинка, телефон, коптящая, остывающая печь. Поскольку стены в пространстве «Бега» полупрозрачны, само пространство многослойно: в постановке использовалась игра света, блика, тени и отражения. Благодаря работе Евгения Ганзбурга над основным действием на арьерсцене зритель мог наблюдать ожившие грезы и страхи персонажей. Музыкальная составляющая спектакля была выдержана в ритме трагического вальса на основе сочинений Энрико Росси. Подбором музыки занималась актриса театра Светлана Романова.

В спектакле заняты почти все ключевые артисты Качаловского: Илья Петров, Елена Ряшина, Марат Голубев, Алексей Захаров, Илья Славутский, Надежда Ешкилева, Николай Чайка, Михаил Галицкий и Геннадий Прытков. Интересно было наблюдать работу в паре Петров – Славутский. Персонажи актеров – Роман Хлудов и Григорий Чарнота – столкнулись во Втором сне, когда дивизия Чарноты вместе с беженцами прибыла в Крым под защиту армии белых. Кроме занятного столкновения контрастных героев зрители могли заметить, насколько чувствительно актеры реагировали друг на друга и как хорошо друг друга понимали.

Великолепная Надежда Ешкилеева поразила откровенным чувством, нервом, органичностью в образе походной жены Чарноты Люськи. Вздрогнул зал от жесткости и ужаса, вызванного персонажем Николая Чайки, начальником контрразведки по прозвищу Тихий. В бесконечной перетасовке героев и обстоятельств финальный аккорд постановки оказался за Еленой Ряшиной. «Покойся, кто свой кончил бег», – произносят булгаковские герои известные слова Жуковского.

Артистов тем вечером в течение 15 минут зрители приветствовали стоя. На поклон вышел и сам режиссер. Пока актеров осыпали цветами и поздравляли с премьерой, Александру Славутскому прямо на сцену доставили целую корзину роз, хризантем и орхидей. С улыбкой принимая аплодисменты в благодарность зрителей, он прочитал записку, вложенную в корзину: «От мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина». И зал вновь разразился аплодисментами.
Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 07.10.2017 г.

Мэр Казани аплодировал на премьере "Бега" 15 минут

В пятницу, 6 октября, на сцене Казанского Академического Русского Большого Драматического Театра имени Василия Качалова состоялась премьера нового спектакля по пьесе Михаила Булгакова "Бег".

Александр Славутский, художественный руководитель театра, мечтал ее поставить несколько лет. В интервью "Комсомольской правде-Казань" он признался, что для него история, описаная Булгаковым - это современная история.

Спектакль произвел на зрителей ошеломляющее впечатление. Его смотрели на одном дыхании, и после финальной сцены стоя аплодировали труппе 15 минут. Вместе со всеми рукоплескал создателям "Бега" и артистам мэр Казани Ильсур Метшин. Он подарил труппе корзину цветов, которую пришлось вносить на руках двум мужчинам.

"Спасибо всем, кто был с нами в этот знаменательный для нас вечер. Спасибо за аплодисменты, за успех, за ваши слезы. Ждем всех, чтобы вместе снова и снова проживать этот потрясающий "Бег" великого Булгакова. Долгой и успешной жизни нашему новому спектаклю!" - поблагодарил театр зрителей.
Мария Лукоянова,
"Комсомольская правда" 07.10.2017 г.

А.Славутский:«В театре - как на велосипеде, перестал крутить педали и упал»

15 сентября Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова открыл свой 227-й театральный сезон. О том, какими премьерами порадуют зрителей артисты, в чем заключаются трудности и прелести гастролей и зачем люди ходят в театр, в интервью читателям портала KZN.RU рассказал художественный руководитель, директор театра, заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана и России Александр Славутский.

«СЕРЬЕЗНЫЙ ТЕАТР МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЗА СЕЗОН 3-4 КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕМЬЕРЫ, БОЛЬШЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ХАЛТУРА»

Александр Яковлевич, добрый день. Театральный сезон уже стартовал. Расскажите, пожалуйста, чем ваш театр порадует зрителей? Сколько планируется премьер? Что это за спектакли?

А.С.: Первая премьера уже 6 октября, это «Бег» - большой серьезный спектакль по пьесе Михаила Булгакова. Это пьеса о судьбе нашей страны, о судьбах людей, оказавшихся разорванным, разделенным по идеологическим линиям народом. Самое страшное – это гражданская война. Когда есть враг из другой страны – это понятно. А когда внутри страны сын идет на отца, а отец идет на сына – это трагедия. И у каждого при этом своя правда. Случившаяся сто лет назад Октябрьская революция вынудила целые группы людей, честно служивших и боровшихся за идею, эмигрировать, бросить страну, бежать. Сложно, трудно было делать этот спектакль. Мы не хотим никого ни обвинять, ни обелять, мы просто хотим показать, как идеология разрушает человеческое начало в людях, разрушает любовь, веру, какие-то нравственные категории.
Мне кажется, спектакль очень созвучен с сегодняшним днем, когда общество так поляризовано. С одной стороны, патриоты, с другой стороны – либералы, демократы, которые тоже по-своему патриоты.

Можно ли считать, что «Бег» поставлен к юбилею революции?

А.С.: Нет, такой задачи не стояло. Я начинал его уже давно, и в мыслях не было делать это к столетию. Просто так получилось. Я вообще не привязываю спектакли к определенным датам.

Что еще ждет зрителей в этом сезоне?

А.С.: К концу года мы выпустим на Малой сцене музыкальное кабаре «Когда зажгутся фонари». Такой ретро-концерт. Он родился из наших гастрольных поездок во Францию. Там всегда после спектакля устраивают небольшие застолья для зрителей, поют русские песни - классику XX века. Также в этом году мы работаем над «Дон Кихотом», я начну «Гамлета», ведем переговоры с Игорем Коняевым по поводу «Леса» Островского. Не так мало и не так много. Мы не ставим никогда задачу делать 10 спектаклей или 5. Нормальный, серьезный театр, с моей точки зрения, может выпустить 3-4 качественных спектакля за сезон. Больше, на мой взгляд, уже получается халтура. Ведь постановка спектакля включает в себя и материальную часть: декорации, костюмы. А это требует и затрат экономических.

Что еще у вас в планах на театральный сезон? Будут ли гастроли в других городах?

А.С.: Сезон открылся 15 сентября, до этого успели в Елабуге сыграть 2 раза моноспектакль «Последний день» по Марине Цветаевой. За создание и исполнение этого спектакля Светлане Романовой в этом году была присуждена Литературная премия им.Цветаевой. Это особенно приятно, учитывая, что этот год – год 125-летия поэта. В конце сентября выступим в Самаре на фестивале «Волга театральная» с «Женитьбой Фигаро», в октябре будем в Москве на «Биеннале театрального искусства», где сыграем «Женитьбу» по пьесе Гоголя. Среди участников этого фестиваля достаточно серьезные театры: московский театр им.Маяковского, «Современник», театр им.Вахтангова, новосибирский «Глобус» и другие. Это не может не радовать. Налаживаем связи с Китайской Народной Республикой, Германией.

«ГАСТРОЛИ – ЭТО СЕРЬЕЗНОЕ ИСПЫТАНИЕ И БОЛЬШОЙ МОРАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»

Как вы относитесь к гастролям? Ведь это и финансовые затраты, и многие другие бытовые, технические трудности, проблемы?

А.С.: Театр – это как езда на велосипеде, перестал крутить педали и упал. И в этом смысле, гастроли, любой выезд за пределы нашего города – это всегда и новые впечатления, и в то же время еще и испытание, причем серьезное. Одно дело – это свой зритель, который нас уже знает и любит, и совсем другое – зритель другого города. Гастроли – это возможность лишний раз убедиться, что наши спектакли небезразличны. Мы играли в самых разных городах России и за рубежом, и получали те же самые овации, крики «браво» и полные залы, что и в своем городе. Это очень приятно. Художник, его творчество должны быть нужны людям. Если то, что мы говорим со сцены, неинтересно зрителю, если диалог зала и сцены не трогает одну из сторон, то какой смысл что-то делать? Деньги можно заработать и за пределами театра.
Но это и большой моральный капитал. Мы продвигаем бренд Татарстана. Когда мы в первый раз выступали во французском Марселе, приходилось долго объяснять, чем Татарстан от Казахстана отличается. Сейчас нас там уже знают и кричат «Браво, Казань». Мы выступаем в разных городах, везде разные люди, разные характеры. Но эмоционально человек везде человек, и нас хорошо принимают, ведь в основу спектаклей мы берем литературу и драматургию хорошего уровня.

Бывают ли сложности на иностранных гастролях с пониманием зрителями постановок? Ведь русский язык – он велик и могуч, не каждый иностранец способен понять все его тонкости.

А.С.: Да, действительно, это сложно. Для драматического театра зарубежные гастроли – трудное дело. В тех театрах, где мы работаем, есть бегущая строка с переводом, зрители успевают прочитать и понять. Плюс у нас в спектаклях много изобразительной составляющей, музыки, танца. Вот, например, «Пиковую даму» мы играли во Франции, Турции, Финляндии, Македонии. Насколько это разные народы, культуры, но все одинаково принимали и понимали. Это самое поразительное.

«ОСНОВА, ФУНДАМЕНТ ТЕАТРА – ЭТО ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТУРГИЯ»

Что самое сложное в вашей профессии?

А.С.: Самое трудное – это конкурировать с самими собой. Лучше кого-то мы справляемся. Но чем лучше проводим сезон, тем труднее дальше. Мы должны сработать не хуже, чем в предыдущие сезоны, а это самое сложное. Но мы стараемся.

А что для вас самое важное в профессии?

А.С.: Я всегда стараюсь быть честным. Зачем мне врать, заниматься имиджем? Я вообще считаю, что имидж – это порочная формулировка. У художника, у человека должна быть индивидуальность, он должен быть личностью. Имидж можно в парикмахерской создать: начесать что-то на голове, поставить себе серьгу и имидж себе сменить. Но я-то не поменялся от этого. Что я, пиджак другой надел и другим человеком стал? Нет, конечно. Я считаю, что поменять имидж – это бред. Это пошло! Мы не предлагаем зрителю ни пошлости, ни порнографии. Поэтому зритель нам верит. Посмотрите, каких авторов мы ставим: Чехов, Островский, Брехт, Пушкин, Катаев, Достоевский, Булгаков, Дюрренматт. Это люди, с которыми можно идти вперед, в разведку всегда. Основа театра, фундамент – это всегда литература и драматургия. А дальше в дело включается изобразительная составляющая, сценография, музыка. И это у нас тоже на достойном уровне. Мы на этом деле не экономим, и это оправдывается.

«КАК ПОПАСТЬ К НАМ В ТЕАТР? НАДО БЫТЬ СПОСОБНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРИЙТИ И ПОКАЗАТЬ СЕБЯ»

Обновилась ли труппа театра?

А.С.: Да, мы взяли 5 новых человек перед началом сезона, хорошие молодые ребята. Это Вася Переведенцев и Миляуша Ахматова из казанского училища, из Ижевска после Пермского института Иван Овчинников пришел, Георгий Логинов и Кристина Варлакова из екатеринбургского института. Хорошие ребята, я ими доволен. Думаю, что и им повезло – они в хороший театр попали, сейчас активно входят в репертуар. У нас комфортная обстановка, климат хороший.

Насколько стабилен состав актеров? Часто меняется?

А.С.: Не могу сказать, что очень часто. В этом году взял 5 человек, это многовато.

Как проходит отбор? Как попадают к вам в театр? Что нужно, чтобы попасть к вам?

А.С.: Нужно быть способным человеком. Ну и, конечно, еще стечение обстоятельств влияет. Бывает, необходима, очень нужна девочка, и вот подвернулись девчонки, одна и вторая пришла. Как попасть? Надо позвонить, прийти и показаться. Вот Иван Овчинников, например. Позвонил мне, говорит, хочу показаться. Отвечаю – мне уже не нужно никого. Все равно приехал, говорит, посмотрите меня. Я же не скажу, что не буду смотреть. Спрашиваю: «почему решил к нам?». Говорит, много хорошего слышал про театр. Показался, я посмотрел – хороший парень, работает теперь.

Сейчас полным ходом идут репетиции. Скажите, пожалуйста, сколько времени надо, чтобы актер полностью вжился в роль, чтобы было точное попадание?

А.С.: Раз на раз не приходится. Быстро репетировать может любой, а вот долго – это уже труднее, требуется владеть профессией. Это как в супружеской жизни, надо увлекать актера, уметь его занять этой профессией. Я в среднем полгода работаю над спектаклем, это немало, достаточно много. Артист может вжиться и за 5 дней, может и за месяц освоить и принять роль. По-разному бывает, в зависимости от сложности материала. Можно сделать спектакль и за 2 месяца, но есть же технически сложные для артистов постановки, требующие определенных навыков. Например, у нас для одной из сцен в «Беге» актерам надо было научиться бить степ. Они до изнеможения танцевали - научились.

В течение года репертуар будет корректироваться? Может, что-то уберете, что-то добавите?

А.С.: Пока планов что-то снимать нет, все спектакли востребованы. Репертуарный театр тем и отличается, от, скажем, западной модели. В Англии собралась компания, поставила спектакль и прокручивает до тех пор, пока люди приходят. Закончился интерес у людей - спектакль сняли, делают новый. А в нашем репертуарном театре более 20 названий, и они каждый месяц один-два раза идут, какие-то новые спектакли идут чаще. Конечно, может, проще было бы одни премьеры играть. Но невозможно выпускать достойные спектакли с периодичностью в месяц. Надо пьесу прочитать, понять ее, разобрать, подкорректировать. Это долгий процесс.

Говорят, актеры, люди искусства достаточно суеверны. Вы суеверны?

А.С.: Нет. Я материалист, у меня нет суеверий. Это все – мракобесие. Но я человек мнительный. Пока не увижу реакцию зрителей, сомневаюсь. Хотя предполагаю, что должно получиться. В чем сложность режиссерской работы? Художник работает с кистью, холстом, красками, слесарь - с металлом, плотник – с деревом. А материал для режиссера – живые эмоции живого человека. Это психотерапия. Я должен увлечь артиста своим замыслом, заставить его делать то, что считаю интересным и нужным. И это непросто. Надо, чтобы он влюбился в идею спектакля. Моя мнительность творческая. Умный человек всегда понимает, что можно было бы сделать лучше, многослойнее.

Какой наиболее яркий спектакль в сезоне ожидается? На что советуете сходить зрителям в первую очередь?

А.С.: Как я могу это сказать? Советую ходить на все наши спектакли. Мы гарантируем качество, все поставлено на хорошей литературе. Вот «Пиковая дама» прошла уже более 300 раз. Это крайне редко, когда столько идут спектакли! Иногда сыграют 10-15-20 раз и снимают. У нас более 300, и каждый раз полный зал. Значит, кому-то нужны эти спектакли!

В этом году вы отмечаете юбилей. Планируете встретить день рождения в театре?

А.С.: Я всегда свой день рождения в театре встречаю. Это для меня дом, моя жизнь. Я хорошо себя чувствую в этот день среди артистов, они делают «капустник», поют, танцуют.

Что пожелаете нашим читателям?

А.С.: Читателям я желаю ходить в театр. Театр - это то важнейшее, что объединяет людей. Они же могут и дома сидеть, включить телевизор. Но приходят, чтобы сидеть рядом с другими людьми и вместе плакать и смеяться, понимая, что ты не одинок на земле. В театре мы получаем минуту счастья, минуту надежды. Всегда приятно почувствовать себя, таким же как другие. Узнать, что ты любишь, ненавидишь, переживаешь так же, как и другие. Это всегда радостно.
Антон Ноздрин,
KZN.RU 21.09.2017 г.

КАЗАНСКИЙ БДТ ГОТОВИТСЯ К «БЕГУ»

В пятницу, 15 сентября, спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в одном из старейших российских театров – в БДТ им. Качалова – открылся 227-й сезон. Несмотря на то, что спектакль идет в репертуаре всего два года, он успел объехать несколько городов, а минувшим летом был показан в Москве на фестивале Губернских театров. Об этом рассказал перед началом спектакля его постановщик, худрук БДТ Александр Славутский.

– В начале июля в Москве, несмотря на сезон отпусков, мы собрали полный зал. Нас очень хорошо принимали, долго аплодировали. А в октябре снова поедем в Москву, но на сей раз везем «Женитьбу» Гоголя в постановке Ильи Александровича Славутского. Спектакль будет проходить в рамках Биеннале молодой режиссуры на Новой сцене Вахтанговского театра. Задача серьезная, мы очень волнуемся, тем более что параллельно будет вестись трансляция в кинотеатрах. Но для нас это важное испытание.

Также Александр Славутский отметил, что в эти дни он завершает работу над булгаковским «Бегом»:
– Когда я приступал к работе, то даже не думал о том, что приближается столетие Октябрьской революции. Это чистое совпадение. Но спектакль, что называется, попал в интонацию времени; он получается с человеческой болью и грустью, со слезами о том времени, которое принесло нашей стране так много потрясений. Мы намеренно на будем делать громких воззваний и пафосных надписей на программках. Лишние слова не нужны. Пусть это станет реквиемом по Гражданской войне, связанной с потерями для нашего народа.

Следом в репертуаре театра появится ретро-концерт «Когда зажгутся фонари» (режиссер Илья Славутский), худрук петербургской Музкомедии Игорь Коняев поставит «Лес» Островского, Александр Славутский начнет работу над «Гамлетом». В планах Ильи Славутского – «Дон Кихот».

– Мы не лепим спектакли один за другим, – подчеркнул Александр Яковлевич. – Пусть родится один или два, но пусть они будут живые. За лето мы по вам соскучились. Так надоело жить без вас… Мы вас любим. И, видя переполненный зал, понимаем, что эта любовь взаимная. Все билеты проданы. Признаться, сборы идут лучше, чем на гастрольные спектакли Малого театра, который в эти дни выступает в Казани. Мы очень вам за это признательны.
ВИКТОР БОРЗЕНКО,
"Театрал" 15.09.2017 г.

Последний день и вся жизнь

Среди лауреатов Литературной премии имени Марины Цветаевой есть учёные и музейщики, поэты и переводчики. И уже второй раз 5 сентября в номинации «Исполнительское мастерство» награда была вручена актрисе. На этот раз народной артистке России и Татарстана Светлане Геннадьевне Романовой (Славутской).

В разные года она работала в театрах Челябинска, Читы, Ростова-на-Дону, а уже более 20 лет является ведущей актрисой Казанского академического русского Большого театра им. В.И.Качалова. За 45 лет творческой деятельности сыграла свыше 130 разнохарактерных ролей. В 2012 году актриса создала моноспектакль «Последний день», посвящённый Марине Цветаевой, который стал данью её многолетней любви к творчеству поэта.
На вопрос журналистов, что было сложнее всего при подготовке спектакля, Светлана Романова ответила: «Сложно было выбирать, потому что мне хотелось рассказать обо всём. А это, конечно, невозможно. Многие к сожалению, не знают о судьбе Марины Цветаевой. Поэтому я не пыталась погрузиться в какие-то литературные изыски и анализ, а просто хотела рассказать людям о женщине, ходившей в простых чулках и стоптанных башмаках, которая стирала, убирала, мыла и которая очень хотела писать стихи».
Этот выбор актрисы и её исполнительское мастерство смогли по достоинству оценить зрители, которые 5 сентября до отказа заполнили актовый зал Елабужского института КФУ. Декорации были самыми простыми: стол, стулья, часы и чемоданы — свидетели скитальческой жизни поэта.

Спектакль начался с воспоминания А.И.Бродельщиковой о том, как в конце августа 1941 года в их доме поселилась эвакуированная из Москвы Марина Цветаева с сыном, и о её смерти.
И сразу же зазвучали стихи:
      Настанет день — печальный, говорят!
      Отцарствуют, отплачут, отгорят,
      — Остужены чужими пятаками, —
      Мои глаза, подвижные как пламя.
      И — двойника нащупавший двойник —
      Сквозь лёгкое лицо проступит лик.
Трагическое признание Цветаевой: «Писать перестала — быть перестала», — предварил её ответ на вопрос, почему вы перестали писать?

«Какие стихи, какие? Всю жизнь я писала от избытка чувств, а сейчас у меня избыток каких чувств? Одиночество, страх, горечь… В какую тетрадь писать такие стихи?»
Нахлынувшие воспоминания о матери, горевавшей перед ранней смертью, что она не увидит своих дочерей взрослыми, сменяются упрёком сына: «Мама, ты похожа на страшную деревенскую старуху», а потом словами самой Цветаевой о том, что она искушает всех своей ненакрашенностью, нешелковостью и немодностью вещей.
Купленные по случаю 30-летия встречи с Сергеем Эфроном цветы, мысленно уводят героиню на коктебельский берег, где прекрасный юноша с глазами в пол-лица вложил в её ладонь загаданный сердолик, соединивший их сердца.
О любви и разлуке, долгожданной встрече за границей, рождении сына, беспросветном быте, непреодолимом желании мужа вернуться на родину, приезде в Москву, арестах родных, отношении окружающих — об этих и других событиях и перипетиях в судьбе Цветаевой в моноспектакле рассказывается её стихами, строками писем и дневников.

Придерживаясь хронологической канвы, когда речь идёт о жизни поэта, Светлана Романова не считает нужным делать это при выборе стихотворений. Так, переезд во время эмиграции в Париж, который произошёл в 1925 году, в постановке иллюстрируется стихами 1909 года, которые красноречиво свидетельствуют о том, что и в столице Франции — признанном средоточии поэтов, писателей, художников — мятежная душа Цветаевой не находит покоя:
      Дома до звёзд, а небо ниже,
      Земля в чаду ему близка.
      В большом и радостном Париже
      Всё та же тайная тоска...

      В большом и радостном Париже
      Мне снятся травы, облака,
      И дальше смех, и тени ближе,
      И боль как прежде глубока.
То же самое можно сказать и о другом стихотворении 1916 года, которое актриса декламирует, рассказывая о возвращении поэта в 1939 году на родину:
      — Москва! — Какой огромный
      Странноприимный дом!
      Всяк на Руси — бездомный.
      Мы все к тебе придём.
Именно в повествовании о Москве, не вместившей, а выталкивающей поэта, драматургия спектакля достигает особого накала чувств, после чего наступает трагическая развязка в Елабуге.

Прозвучавшие со сцены предсмертные записки Цветаевой не только дают ответ на причину её добровольного ухода из жизни, но и поражают силой любви к сыну.
      За этот ад,
      За этот бред,
      Пошли мне сад
      На старость лет…

      Скажи: довольно муки — на
      Сад — одинокий, как сама.
      (Но около и Сам не стань!)
      — Сад, одинокий, как ты Сам.

      Такой мне сад на старость лет...
      — Тот сад? А может быть — тот свет? —
      На старость лет моих пошли —
      На отпущение души.
После этих молитвенно-исповедальных цветаевских строк Светлана Романова покинула сцену, а когда вернулась, увидела зрителей, аплодирующих стоя.
Последним прозвучавшим стихотворением было «Моим стихам, написанным так рано…», которые актриса прочитала вместе с залом.

Людмила Пахомова,
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 12.09.2017 г.

«Я НЕ ВРУ, И МОЙ ТЕАТР НЕ ВРЕТ». АЛЕКСАНДР СЛАВУТСКИЙ О ФУФЛЕ НА СЦЕНЕ, АВТОРСКИХ ПРАВАХ НА БУЛГАКОВА И ЦЕНАХ НА БИЛЕТЫ

До открытия 227-го театрального сезона в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В. Качалова его художественный руководитель-директор Александр Славутский дал эксклюзивное интервью ИА «Татар-информ».

Он поделился подробностями допремьерной жизни новой постановки качаловцев – «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова, похвастался прибылью в 49 млн рублей и рассказал, чем приготовление яичницы отличается от создания спектакля.

– Уже 6 октября казанцы увидят первую премьеру этого сезона – «Бег» по пьесе Булгакова. Репетиции, если я не ошибаюсь, начались полгода назад, очень долго не называлась дата премьеры…

Мы репетируем этот спектакль с прошлого сезона и надеемся, что шестого октября покажем зрителям.  Репетиции нового спектакля в Качаловском театре – это длительный процесс. Быстро, на мой взгляд, репетирует тот, кто не очень хорошо владеет профессией. А профессионал делает долго, подробно и качественно. Для создания хорошего спектакля нужно рожденный тобой замысел пропустить через  природу артиста. Не может быть просто зазубренных слов на сцене.

Сейчас вообще непростое время в театре – время  нашествия, напора дилетантов – энергичных, наглых, свободных, раскованных, но дилетантов. А режиссер – это профессия, и вообще театр – это профессия, которая требует очень много знаний, умений. Мы работаем долго, именно поэтому наши спектакли живут в репертуаре много лет.  «Скрипач на крыше» 380 раз уже сыгран, «Пиковая дама» – 250. Такое бывает крайне редко. Некоторые театры 100 спектаклей сыграли – уже праздник.

– Почему тогда вы решили взяться именно за этот текст? Вы много говорите о том, что «Бег» для вас спектакль о родине, о любви к своей земле, но таких текстов достаточно много.

Я вообще все спектакли свои делаю о моей родине, о своей земле, о себе. Театр – это моя жизнь, и мои спектакли – это моя биография, мои мысли и чувства. Человек, который приходит в зрительный зал, должен унести частичку нашей души, нашей любви к жизни. Получив такой подарок как жизнь, сидеть и оплевывать ее я не считаю нужным. Это не значит, что надо быть безмятежным идиотом, бездумным оптимистом, нет. Я считаю, что надо как Лермонтов – люблю отчизну я, но странною любовью. Я понимаю, все недостатки, все сложности нашей жизни. Но ведь я жил и в другие времена.  Когда за палкой колбасы надо было на базаре стоять часами. Конечно, непроста жизнь в нашей стране, и проблема достоинства человека, гражданина для меня очень важна. Когда мы начинали работу над «Бегом»,  я не помнил, что столетие приближается такого социального потрясения большого, как Октябрьская революции. Мы уже гораздо позже поняли, что этим спектаклем как бы вспоминаем эту трагическую дату.  

Но для меня «Бег» – это пьеса и о любви. Два центральных персонажа – Голубков и Серафима –   в процессе этого бега, этого хаоса, этой социальной фантасмагории обрели друг друга, и благодаря этой любви смогли вернуться на родину. На мой взгляд, именно любовь помогла им обрести силу и веру в жизнь, в будущее. Никто из них не предполагает, что там, на родине, все будет идеально, но они говорят: «Я хочу опять на Караванную, я хочу опять увидеть снег». Для них все до этого было как во сне: этот бег во мгле через Крым, Стамбул, Париж. Ведь революция, гражданская война – это самое страшное, что только может случиться, выпасть на жизнь человека. Потому, что когда есть конкретный противник, и он вломился в твой дом, понятно, как себя вести, а когда врагами становятся отец, сын, брат, мать, когда людей разрывают по идеологическим соображениям, когда рвутся связи человеческие, когда огромное количество талантливых людей революция выкидывает на повороте, отправляет за рубеж, – это жутко. И одни герои пьесы из любви к родине шли до конца и закончили выстрелом в себя, другие, как Григорий Чарнота  –  остались не там и ни с тем. Моя принципиальная позиция  в том, что счастье для человека вот здесь – дома, где ты родился, где твой снег, где твоя Караванная, где твои дети, где твои предки лежат.

– Ваша постановка будет классическим прочтением со всеми сопутствующими элементами – отсылками к 20 веку, декорациями и костюмами?

Что вы имеете в виду? Будет ли наш спектакль современным? Так вот, я убежден, что современного или несовременного театра не бывает. Такие рассуждения, на мой взгляд, - наперстничество. Театр бывает талантливый или неталантливый. Потому что как театр может быть несовременным, если он существует здесь и сейчас?  Если есть талант, появляется хороший спектакль, появляется необычная форма спектакля, которую, как известно, определяют автор, время, коллектив.  Автор –  Булгаков, время – 2017 год, коллектив –  театр Качалова.  Реалистических декораций строить не будем: скажем, вокзал или монастырь. Мы создаем не место, а образ действия, образ вздыбленной страны, которая несется как во мгле, как кружащийся снег, вихрь. Сценография будет достаточно условной, образной. Мы отталкивались от вагонов, в которых, по нашей задумке, мчит время. Металлические модули, будто бы набранные из «вагонки», их вращение будет формировать пространство. У нас очень красивая музыкальная составляющая, и это будет «бег  в ритме трагического вальса». Вот костюмы будут нести на себе время, но и тут будет тонкая стилизация, шинели чуть длиннее исторических будут, например.

– Насколько текст в спектакле будет близок к тексту пьесы Булгакова?

Он будет идентичен. Другой вопрос, что Булгаков писал в сложное время и для страны, и для самого себя: не раз задумывался об отъезде. Пьесу долго не пропускали, Булгаков неоднократно ее редактировал, поэтому существует три основных варианта «Бега». Мы работали со всеми, отобрали материал из каждого, выбрали лучшее и сделали свою версию. У правопреемников мы получили разрешение на постановку.  Мы заплатили деньги, поторговались, конечно, но заплатили. Раздражает этот момент, но что я могу поделать.

– Александр Яковлевич, не устроите ли вы мне и читателям маленький ликбез по авторским правам на постановки: кому и сколько нужно было заплатить за постановку Булгакова?

Это зависит от того, что из Булгакова ставить, скажем, «Роковые яйца» мы ставили без приобретения прав, бесплатно – прошло положенное законом время с момента смерти автора.  А поскольку «Бег» при жизни Булгакова опубликован не был, то срок авторских прав на него еще не истек,  и за право постановки надо было заплатить внуку жены Булгакова, правопреемнику. Он хотел сначала 250 тысяч, мы  договорились о двустах, и еще он отчисления будет получать с продаж билетов за каждый спектакль.

–В спектакле заняты ключевые артисты театра – Ряшина, Славутский, Галицкий, Прытков, Голубев – вы сразу же определились с актерским составом или были долгие пробы?

Конечно. Если нет в театре Гамлета, то «Гамлета» ставить не надо. Конечно, мы, прежде чем начать работать, определили, кто будет играть Хлудова, Чарноту, Голубкова, Серафиму.

– Расскажите, пожалуйста, как соотносятся персонажи спектакля с их исполнителями.

Хлудова будет играть мой ученик с последнего курса Илья Петров, достаточно много занятый уже в репертуаре. Илья Славутский будет играть Чарноту. Елена Ряшина –  Серафиму, Голубкова будет играть тоже мой ученик Алексей Захаров. Марат Голубев – Корзухина. Люську, походную жену Чарноты, репетирует Надежда Ешкилева. Тихого репетирует Чайка Николай, Главнокомандующего – Михаил Галицкий. Вся труппа почти занята. Женщин меньше, пьеса больше мужская.

– У вас есть в пьесе любимый персонаж, любимый, возможно, вызывающий самые сильные чувства – положительные или отрицательные?

Я их всех люблю. В этой пьесе все персонажи замечательные, даже с учетом того, что есть там несколько мерзавцев. Булгаков собрал  именно этих людей для того, чтобы выразить время, мир: приват-доцент – идеалист Голубков, генерал Хлудов, заместитель министра торговли Корзухин, который вывозит эшелонами пушнину и в конце прекрасно живет в Париже с любовницей, бывшей походной женой Чарноты. Вся эта круговерть – это жизнь. Жизнь, как всегда у Булгакова,  замечательная, многопластовая, он гениальный автор 20 века.

– В спектаклях Качаловского театра особое место всегда занимает музыкальная составляющая – почти все ваши артисты поют и танцуют на сцене, увидим ли мы это в «Беге»?

Вообще пока я не увижу изобразительную сторону спектакля и не услышу его звуковую партитуру, пока Патраков не создаст эскизы и не найдется музыкальная тема,  я вообще не начинаю репетировать. Как только эти вопросы мне станут понятны, могу начинать работать. Что могу сказать точно сейчас – Елена Ряшина споет очень красивый романс.

– Так же уже около полугода находится в работе пятая постановка Ильи Славутского – «Дон Кихот». На какой стадии сейчас работа над ним? Известна ли дата премьеры?

Когда яичницу жаришь, точно знаешь, что на это нужно минут пять, а «Дон Кихот» – это такое великое произведение, что пятью минутами здесь не обойдешься, невозможно на этом этапе работы над спектаклем оперировать конкретными сроками. Это будет спектакль и по роману, и по пьесе Булгакова, и по сценарию Шварца. Работа над этим текстом требует огромного количества времени. Работа эта идет, и пусть они спокойно ею занимаются. У Ильи Славутского раньше появится кабаре «Когда зажгутся фонари».

– Как раз хотела расспросить вас о декабрьской премьере еще одного продукта творческих поисков Ильи Славутского – ретро-концерта «Когда зажгутся фонари». Как появилась идея этого проекта и чего от концерта ждать зрителям?

Идея родилась давно. Наши молодые артисты и музыканты это кабаре исполняли на фестивале в Марселе после спектакля. Со временем программа доработалась, отшлифовалась, обрела форму, и мы подумали попробовать сделать нечто подобное у нас в театре на Малой сцене – песни,  романсы начала 20 века. Кабаре войдет в постоянный репертуар малой сцены.

– На собрании труппы вы обмолвились о грядущей работе театра с Игорем Коняевым, уже есть какие-то конкретные задумки, и мы вскоре сможем увидеть его в Казани?

Есть, теперь нужно найти возможность временную, репертуарную. Есть обоюдное желание и с Григорием Дитятковским увидеться, поработать, и это показательно – они  хотят к нам в театр приехать. Много разговоров было и всяких сплетен о том, что Александр Славутский  никого не пускает в Качаловский театр. Я, к сожалению, раньше многих пускал и на многих обжегся. Для того, чтобы сработаться с нашей труппой, с нашим театром, надо быть творчески состоятельным человеком. В данном случае и Коняев и Дитятковский – талантливые, профессиональные люди, которые смогли поставить два таких крупных спектакля: «Дон Жуан» и «Укрощение строптивой». Они оба ученики Додина, это определенно школа – школа, которая предполагает русский психологический театр, природу живого артиста, школа, на которую не давят никакие псевадопостмодернистские течения. Я считаю, что, в первую очередь, надо быть, а не казаться, не надо пытаться бежать за прогрессом.

– В этом сезоне ваша труппа пополнилась пятью молодыми артистами, расскажите, пожалуйста, как новые актеры попадают в Качаловский – устраивайте ежегодные кастинги или пробы, спрашивайте друзей-преподавателей из других регионов?

Еще в прошлом сезоне я посмотрел выпускников нашего театрального училища, отобрал группу людей, которую можно рассматривать для того, чтобы сотрудничать с ними. Тут и из Екатеринбурга и еще нескольких городов позвонили, попросились к нам люди, приехали, показались. Таким образом отобрались вот эти пять человек, я увидел, что они действительно хотят у нас работать. Для меня желание – это огромное дело, а кроме желания – определенные внешние данные, способности, умение и возможность быть обаятельным, заразительным. В труппе сейчас у нас 45 человек. Но девушек ждем очень. Мои ученицы сейчас уже детей рожают, пополняют народонаселение нашей страны, поэтому новые молодым актрисам сейчас энергично придется заниматься вводами. Мальчики чуть-чуть попозже, но тоже будут входить в спектакли. На новичков, конечно, планы всегда есть, для развлечения артистов я не беру, я беру людей, которые должны быть заняты в спектаклях.

– По истечении какого срока вы будете вводить новичков в спектакли – есть ли у вас на них уже какие-то планы?

Конечно, брать новых людей – всегда риск. Чтобы опробовать их в крупной важной роли, нужно понять, как человек владеет профессией артиста. А это ведь именно в театре происходит, на сцене, потому что научить профессии невозможно, человек сам должен научиться. Бывают чудеса, но крайне редко бывают. Есть годные к профессии люди, с моей точки зрения: они приходят и уже во время репетиции, во время работы над спектаклем осваивают профессию. Но, повторюсь, это единицы. Тем более, что у нас есть ряд спектаклей достаточно сложных, где артисту нужно знать музыкальную партитуру, пластический  рисунок спектакля, владеть вокальными навыками. Поэтому, когда я знакомил новичков с труппой, я немного пошутил: заставил их спеть перед нашими артистами, опять-таки, не для того чтобы спели, мы ведь уже слышали их во время отбора, а для того, чтобы понять, как люди могут ориентироваться на труппе. Это не так просто: один заволновался, один не заволновался, я понаблюдал и сделал выводы.

– На том же сборе труппы перед открытием нового сезона вы говорили о том, что сейчас думаете о постановке текстов Чехова, на этот сезон?

Я всегда думаю о том, что ставить дальше. Сейчас, если брать по порядку,  в первую очередь я думаю о «Гамлете», о Шекспире. Это работа не на один день, и главное здесь – начать. Пока что я только размышляю об этом. В принципе,  в среднем у нас в театре спектакль делается полгода, это нормальный срок. В год выходит 2-3 премьеры. Больше не успеваем.

Понимаете, когда театры пишут: мы поставили пять спектаклей, мы поставили десять спектаклей, ну нельзя сегодня в современной экономической ситуации, в таком театре, как наш, за такой срок сделать десять спектаклей хорошо. Ведь это стоит довольно больших денег. У нас каждый  спектакль достаточно дорогой. Но все они себя окупили и окупают. Вот скажем, «Фигаро» стоил 3 млн, но он уже себя четырежды оправдал, понимаете.

Чтобы, например, обувь сшить для спектакля, нужно в среднем 350 тысяч. Поэтому я сделал все возможное, и теперь у нас есть сапожный цех в театре. Это настоящая студия, где шьют обувь и шьют хорошо. Три спектакля уже они отшили: «Укрощение строптивой», «Женитьбу» и сшили уже «Бег». А там и сапоги мужские, нам надо чтобы они были исторически точные и хорошие.

– Если мы уже затронули экономическую сторону, вопрос прибыли от продажи билетов, судя по вашим словам, представляет предмет особой гордости. В январе на творческой встрече вы говорили, что рассчитывайте в 226-м сезоне на увеличение доходов на 10-11 млн, сбылись ли прогнозы и как выглядит сумма в итоге?

Процентов 55-60 своих денег в комплексе мы сами заработали. От продаж билетов на спектакли мы заработали больше других театров. В прошлом году вышло порядка 48-49 млн. В этом, думаю, даже больше заработаем.

Мы много работаем и хорошо зарабатываем. Конечно, нас поддерживают финансово республика, Министерство культуры Татарстана. Вообще вот сейчас тенденция правильная намечается и в центре – помогать театрам успешным. Правильная, потому что в нашей стране почему-то привычка любить  убогих. Считается, что если человек убогий, он хороший. А успешность почему-то не в чести. Никита Михалков многих раздражает. Даже меня иногда раздражает. А отчего? От того, что он талантливый режиссер, умный человек, артист замечательный, дело делает?  Мы не любим людей успешных. Мы не любим людей богатых, тех богатых, которые не украли, а сделали.

Считаю, что сегодня наш театр успешен. Мои артисты имеют зарплату среднюю 45 тысяч, и это не так плохо. Люблю, когда мои артисты зарабатывают, рад, что моих артистов после спектакля два транспортных средства хороших могут развозить по домам, рад, что у меня стоит во дворе, у работников, у актеров, 45-50 машин – у них есть возможность, они могут позволить себе купить автомобиль. У них с жильем все обустроено, я рад, что у нас есть небольшое общежитие для молодежи. Меня не может не радовать вот такая ситуация с достатком, помощью и финансами у нас в театре.

У нас и Татарстан особый регион, успешный. Вот сейчас приехали молодые артисты, выпускники из Екатеринбурга, это большой город, крупный. Они говорят, что Казань лучше, уютнее, теплее, комфортнее. А все потому, что в Татарстане люди живут на своей земле, понимаете? Земля татар – это их дом. Поэтому люди для своего дома делают все разумнее, бережливее, с большей любовью, поэтому такой успех у республики.

– А чем вы для себя объясняйте рост прибыли, большую финансовую независимость Качаловского, чем других театров Татарстана?

Я думаю, что это объясняется одним – тем, что  я не вру, и мой театр не врет. Мы не прикидываемся, мы не придуриваемся. Для нас театр – это наша жизнь. Для меня самого самое главное – театр. Я не знаю, хорошо это или плохо. У меня нет дачи, есть машина, но я не знаю, куда на ней ездить. Я ее очень люблю, но за год наезжаю максиму 500 км. У меня еще и дом недалеко от театра, когда вырываюсь в свободный день, сяду в машину и опять до театра доезжаю эти 1,5 км, не знаю, куда мне еще поехать. Иногда я представляю себе, что построил бы дом за городом, но потом представляю, что что-то может случиться, и я должен буду 40 минут добираться до театра, так я теряю возможность контролировать процесс, влиять на него, заботиться о своих людях.

– А что такое «врать со сцены»?

Это когда пытаются, как наперсточники, выдать фуфло за нечто. Это, мол, у нас авангард, а вы, идиоты, не понимайте. Если режиссер хороший текст ставить не может, он говорит, что зритель не дорос. Смысл таких постановок дойдет только до 2-3 критиков, особенно если заплатить им. И вроде бы рецензии от этих критиков выходят хорошие, но зритель не идет, билеты не продаются. Приходится скидки делать на билеты, придумывать, изобретать. Это все фуфло! Я считаю, что скидки можно делать на бюстгальтеры, на трусы, но не на билеты в театр. 225 лет театру моему, вот будем по 225 рублей все продавать. Так не должно быть, на мой взгляд.  Конечно, мы не можем и такие цены, как Вахтанговский театр, установить. Там у них 10-15тысяч билет, у нас билет 500-600 рублей. Если бы были у нас такие же цены, у нас были бы такие же доходы как в Вахтанговском театре. Они полмиллиарда в год зарабатывают. Но мы не можем себе позволить повышать стоимость билетов, потому  что у нас такой контингент. Наш зритель – это педагог, врач, ученый, студент. Они таких средств не зарабатывают. Но они любят театр, ходят в него, знают артистов, отзывы пишут замечательные. Мы для них работаем.

Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 01.09.2017 г.

Вадим Кешнер: чуть-чуть над землей

Более 200 ролей, 58 сезонов в родном театре Качалова и 10 студенческих выпусков в Казанском театральном училище – такова личная статистика Вадима Кешнера.

За сухостью цифр – блистательные образы, признание зрителей и сотни благодарных учеников, среди которых есть и звезды мировой величины.

Вадим Кешнер – народный артист России и Татарстана, актер Казанского академического русского Большого драматического театра имени В. Качалова, педагог Казанского театрального училища и студии творческого развития Константина Хабенского. За большой вклад в развитие театрального искусства в 2007 году был награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».

«Не ходил – летал!»

Мой принцип – работать для умных. Ничего не надо расшифровывать, педалировать – умный всегда поймет. Зритель и актер – это как вязание: петелька – крючочек. Обоюдная работа. А если ее нет, то и кружева не получается.

Я никогда не изменял своему театру Качалова, хотя приглашали. Такой я – казанский немец русопятый. Играл много. Были сезоны – по семь новых ролей. Да каких! Это счастье, потому что самое ужасное в нашей профессии – невостребованность.

Меня часто «пристегивали» ко второму составу. Тогда я прятал самолюбие, садился в зал и умозрительно репетировал роль. В конце концов выходил в первый состав. И так четырежды! Это была настоящая победа. Но есть и другое – никогда нельзя быть довольным собой. Как только ты понял, что достиг чего-то – всё! Ты остановился.

Почти все мои роли были чуть-чуть «над землей». Именно они сделали из меня артиста Кешнера: Сашенька Адуев в «Обыкновенной истории», Александр Пушкин в постановке «Всего тринадцать месяцев», Уильям из пьесы Гибсона «Быть или не быть»… Не ходил – летал! Но однажды Владимир Портнов дал мне роль председателя горисполкома в спектакле «Проводы». Тогда все ходили к нему и говорили: «Как вы могли дать Кешнеру эту роль?!» На что Портнов отвечал: «А я так вижу!» К слову, работа эта далась мне трудно. Помню, стою за кулисами напряженный – скоро мой выход и сразу же длиннейший монолог. Подошел Володя, хлопнул по плечу: «Не все так серьезно! Просто ходи, говори». И я выскочил на сцену.

«Есть в этой цифре 37…»

Однажды писательница Наталья Ильина спросила меня: «Вы в каком году родились?» «В тридцать седьмом», – ответил я. «Угораздило же!» Да, угораздило… Мы с моим братом Алешей знали, что такое быть детьми «врага народа». Отец наш – немец по национальности – в документах значился как «русский». Но в 1939 году, когда для укрепления дружбы между немецким и советским народами в СССР прилетел министр иностранных дел Германии Риббентроп, он, воодушевившись, решил восстановить справедливость и написал в паспорте «немец». Мои родители никогда не разговаривали на повышенных тонах, и лишь в тот раз мама сказала: «Ну и дурак». Она оказалась права – это стоило ему жизни. В октябре 1941 года папа возглавлял торговый отдел аптекоуправления, когда на улице Профсоюзной к нему подошли: «Валентин Александрович Кешнер? Вы арестованы». – «Можно проститься с детьми?» – «Можно». Простились. Папа умер в ухтинском лагере в 1943-м.

«Вы поступили опрометчиво и глупо!»

Мне было восемь лет, а все вокруг уже говорили: «Вадька артистом станет!» Помню, как прямо во дворе мы ставили «Пиковую даму». Режиссером спектакля выступил мой брат Алеша. Ему же досталась роль графини. Я, обладая в то время колоратурным сопрано, исполнил партию Лизы. А потом были «Барышня-крестьянка», чеховский «Медведь»… На наши спектакли собиралось много народа. Так все начиналось.

«Поздравьте меня. Я – артист!» – сказал я дома, когда был зачислен в студию при театре имени Качалова. Но этому предшествовала другая история. В 1955 году я поехал в Ленинград поступать в театральный институт на курс Леонида Макарьева. Из полутора тысяч абитуриентов попал в 28 сильнейших. Но в последний момент в списке поступивших себя не нашел – Москва утвердила лишь 25 человек, а троих иногородних отправила домой. А ведь мог учиться вместе с Сережей Юрским, Геннадием Ниловым, Марианной Яблонской! Мне предложили место в студии ленинградского ТЮЗа, которой руководил сам Леонид Федорович. Но я в сердцах отказался. Вскоре в Казань пришло письмо от ассистентки Макарьева: «Вы поступаете опрометчиво и глупо!» Понимание этого пришло позднее.

Ни секунды вранья

Чувство удовлетворения мне почти не свойственно. Это не терзает. Это дает стимул. И к критике я отношусь хорошо. Помнится, моя роль Пушкина получила массу замечательных рецензий. И вот мы приехали в Свердловск на гастроли. После спектакля вышла статья, автор которой меня раскритиковал. Так мы с режиссером спектакля полночи ходили сжираемые комарами вокруг гостиницы – анализировали, прорабатывали! Та статья дала мне гораздо больше, чем все хвалебные до и после нее.

Было время – цензура нам много крови попортила, но умудрялись говорить меж строк! «Ах, саранчовая орава, без мыла влезшая в чины. Кто говорить дает вам право со мною от лица страны?! Страны великой из великих, хотя б за то, в конце концов, что при властителях безликих хранит великое лицо…» – ну разве не прелесть этот текст со сцены произносить? Сейчас нет цензуры, но ничего не говорится.

Когда второе дыхание закрылось, а третьего, казалось, не будет, Гена Прытков предложил мне роль Хамберта в «Лолите». Он ставил ее в первом частном театре «99», обитавшем на малой сцене Качаловского. В моей жизни этот спектакль стал поворотным пунктом – глотком воздуха. Появилась другая эстетика существования на микросцене. Когда у тебя «на носу» зритель, врать нельзя ни секунды!

Всюду… Пушкин

У моего прадеда – датчанина Давида Ивановича Йенсена, которому принадлежала фабрика в Санкт-Петербурге, в подмастерьях работал крепостной мальчик Саша. Прадед сразу заметил его талант, стал поручать более сложные задания, а затем выкупил за пятьсот рублей из крепостных и дал миру великого скульптора Александра Опекушина – создателя памятника Пушкину, установленного в Москве. Кстати, памятник этот отливался на фабрике прадеда. Спустя много лет история эта вернулась ко мне самым удивительным образом.

За роль Александра Пушкина в пьесе «Всего тринадцать месяцев» меня удостоили премии Союза театральных деятелей и творческой командировки в Ленинград. Так я оказался в Пушкинском Доме Российской академии наук. Там меня встретили две старушки, разговорились, прониклись, и вдруг одна другую спрашивает: «Покажем?» Они берут связку ключей, и мы идем через одну дверь, другую, третью, четвертую… И вот передо мной черная тетрадь с подлинником «Евгения Онегина», страница с письмом Татьяны. Пушкину не хватило места, и последние четыре строчки он пишет в верхнем левом углу: «Кончаю! Страшно перечесть…». Уже потом, на сцене, когда я в роли Пушкина сочинял это письмо, мне достаточно было только вспомнить! А там, в той комнате, не было ни эмоций, ни восторгов – пустота… Затем старушки показали мне «Руслана и Людмилу», «Обыкновенную историю» Гончарова, а после сказали: «Все! Обожретесь». Так и оказалось. Я успел дойти до Невского, когда меня неожиданно «накрыло». Это было настоящее потрясение.

«Вот этим хвалюсь!»

Мне очень повезло с близкими людьми – с моей замечательной Таней и нашим сыном Сашенькой. Почти сорок лет вместе! А первый друг в театре и на всю жизнь – Юнона Карева. Ее портрет украшает мой дом. Про ее сына Сережу Говорухина я могу рассказывать вечность – это такая настоящность и глубинность. Нет дня, чтобы я не думал о них и не посылал им свою благодарность. В театральном училище у нас с Юноной было десять выпусков. Десятый – физически без нее, но первый курс набирала она. У нас был принцип: воспитать не просто артиста, а духовного человека. Сегодня я стараюсь донести до студентов еще один: главное слово – «хочу»! Особенно в искусстве. Но хотеть мало. Хочу и действую, работаю, вкалываю!

Позавчера звонила Чулпан. Просто так. «Как вы себя чувствуете? Берегите себя…» – разве не это счастье для педагога? Помню, как принимал ее в училище. Она пришла на второй тур, в аудиторию 17. Начала читать, через пять строк я говорю: «Спасибо». Еще через пять – снова останавливаю. Она стоит, не понимает, а мне уже видно – передо мной неординарная личность. Как поступают педагоги-эгоисты? Оставляют у себя лучшую студентку. Но мы с Юноной уже на первом курсе сказали, что ей надо ехать в Москву. Сегодня Чулпан Хаматова – выдающаяся – не звезда – актриса, с которой хотят работать лучшие режиссеры мира. Она знает себе цену, но нет в ней и толики звездности, самолюбования. Ведь артисту важно отдавать себя делу, которому он служит, и каждый раз доказывать свое право на следующую роль.

Помню, как мы с Юноной и Рустамом Фаткуллиным пришли на встречу с Костей Хабенским. Он говорит: «У меня есть идея создать студию, где подрастающее поколение будет получать знания, навыки, чувство вкуса… Я не знаю, с чего начать». Мы взялись за это дело с условием, что от нас не будут требовать результат. Но он не заставил себя долго ждать! Мы делали этюды, отрывки – благодаря этой работе был поставлен спектакль «Маугли»… После этого студии Хабенского открылись еще в четырнадцати городах. Как его хватает на все? Не знаю.

Мне с детьми легко. Знаете почему? Они верят! А я их зажигаю, подбрасываю еще ближе к этой вере. Они играют на сцене, а я со спектакля выхожу измочаленный, потому что, сидя в зале, проигрываю с ними каждую роль. Они меня любят. Вот этим хвалюсь! Значит, не зря жил и работал. Сейчас для меня это важнее всего.
Ольга Туманская,
"Татарстан" 28.08.2017 г.

Директор театра Качалова о премьерах сезона, конкуренции и зарплате артистов

ProKazan.ru пообщался с народным артистом России и Татарстана, заслуженным деятелем искусств, художественным руководителем театра Александром Славутским

В преддверии открытия 227-го театрального сезона, директор и главный режиссер Казанского академического русского Большого драматического театра имени Качалова Александр Славутский дал интервью корреспонденту ProKazan.ru, где поделился планами, рассказал о культурном уровне Казани и конкуренции театров.

- Какие премьеры вы готовите в новом театральном сезоне?

- Мы открываем сезон 15 сентября комедией Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». А ближайшая премьера - 6 октября. Это спектакль «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. Вторая премьера намечена на декабрь - ретро-концерт «Когда зажгутся фонари» по лучшим образцам отечественного песенного наследия. Продолжается работа над «Дон Кихотом» Сервантеса, думаем о «Гамлете».
Кроме того, занимаемся вводом в репертуар пяти новых молодых артистов, ребята приехали из Екатеринбурга, Перми, двое из казанского училища.

- Как определяете репертуар будущего сезона?

- Мы ставим хорошую, настоящую драматургию, выбираем такую пьесу, которая будет выражать современные проблемы и поможет нам высказаться. Мой учитель Гончаров говорил: «Выплеснуть чашу на воспаленную зону партера».  Не бывает современного театра или несовременного, если театр живет и творит сегодня, он современен, просто бывает талантливо, а бывает – нет. Классика потому и современна, - что она талантлива. И невозможно сейчас найти ничего лучше, чем классическое произведение.Человек же не меняется, ему присущи те же качества, что и 50, 100, 200 лет назад.

- Основа вашего репертуара — классика. Современные произведения не привлекают?

- Если посмотреть весь наш репертуар - это хорошая настоящая литература. Я хочу ставить проверенную временем литературу. Попадется хорошее современное произведение, то поставлю его. Для меня не имеет значения кто написал и когда, если это талантливо и созвучно тому, о чем я хочу сегодня сказать. У нас в репертуаре есть спектакль "Последний коммунист" по повести Валерия Залотухи, написанной в наше время. Проблемы, поднятые в этом произведении, нам интересны и близки. Я не могу ставить на передний план проблемы проституции, гомосексуализма, наркомании. Эти явления – следствие, результат деградации, бездуховности общества, нашего неумения воспитывать людей и формировать мировоззрения, и в этом контексте они могут быть.

- Вы одновременно и директор, и художественный руководитель. Не сложно ли совмещать?

- Я несу и финансовую ответственность, и решаю творческие вопросы. Конечно, творчество для меня важнее, и если встает вопрос между экономикой и искусством, второе - преобладает. Мой день складывается так: утром совещание, после того как все получили задания, я ухожу на репетицию, потом – решаем организационно-творческие вопросы, общаемся с коллегами по поводу гастролей, например. Вот в этом году у нас есть предложение поехать в Сочи, Севастополь, ведем переговоры с Китаем и Германией.

- В Москве нашумел спектакль-триллер по мотивам повести Пушкина «Дубровский» - «Черный Русский», как вы относитесь к таким проектам?

- Я не видел этого проекта, поэтому не могу ничего сказать. Вообще, считаю, что на сцене может и должно быть все, что интересно и идет на пользу человеку. Я против только одного - разрушительной составляющей в искусстве. Искусство должно созидать, а не разрушать. Не может быть порнографии, как духовной, так и в прямом смысле слова. Когда человек смотрит спектакль, он должен либо смеяться, либо плакать – не должен оставаться равнодушным в зрительном зале. Сейчас очень многое поставлено на поток. PR, раскрутка, создание имиджа - все эти слова для меня омерзительны, это все "наперстничество", с моей точки зрения. Есть более стоящие определения - индивидуальность, личность человека, талант. Удивить человека можно только глубиной проблемы, темы, оригинальностью взгляда на произведение.

- Можете выделить спектакль последнего времени, который на вас произвел впечатление?

- Мне близок театр Вахтангова, творчество Римаса Туминаса, и последнее мое сильное впечатление - его спектакль «Евгений Онегин». Он талантливый режиссер, который не выпендривается - а так мыслит, и его угол зрения мне нравится. Мне интересны Петр Фоменко (царство ему небесное), Лев Додин, Валерий Фокин, Сергей Женовач.

- Как вы оцениваете культурный уровень Казани?

- Сам факт, что в Казани в каждом театре есть творческий лидер, - это уже хорошо. Во многих российских театрах отсутствие главного режиссера – одна из самых острых проблем. В Казани ситуация достойная. Академические театры получают гранты, правительством поддерживаются не только репертуарные театры, но и молодежные проекты, фестивали. Следующей осенью мы планируем провести Качаловский фестиваль, наше намерение поддержано руководством, сейчас составляем смету. Наша власть понимает, что вкладывать деньги в искусство – вкладывать деньги в генофонд народа.

- Ощущаете ли вы конкуренцию между казанскими театрами?

- Конкуренция, наверное, есть, но она на каком-то другом уровне. У нас русский театр, в Татарстане нет такого человека, который не знал бы русского языка, поэтому наше положение более выгодное, - у нас многонациональный контингент зрителей. Мы ставим настоящую русскую драматургию. У нас есть инструментальный ансамбль, хореограф, мы стараемся воздействовать на зрителя всеми средствами театральной выразительности - музыкой, хореографией, светом, костюмами. В Камаловском театре ставят больше современную татарскую драматургию, у них своя миссия. Мы не можем конкурировать с театром на Булаке, например, у них своя публика, у нас - своя. Это не значит, что мы лучше или хуже, просто мы трудимся в разных форматах.

- Кто приходит на ваши спектакли?

- На наши спектакли ходит небогатая интеллигенция – учителя, инженеры, врачи, студенты. Много молодежи в зале. Зрители нас любят, пишут после спектаклей множество отзывов. У нас заполняемость 98 процентов. И в Казани, и на гастролях.
Средняя зарплата коллектива выше 50 000. За прошлый год мы заработали 50 млн рублей – это хорошие деньги. Но мы не можем поднимать цены на билеты. Конечно, себестоимость спектакля больше, но поэтому мы и получаем дотации. Для того, чтобы те, кто хотят прийти на наши спектакли, могли себе это позволить.

Светлана Михайлова,
"PROKAZAN.RU" 28.08.2017 г.

Первой премьерой у качаловцев станет булгаковский «Бег»

Труппа Большого драматического театра им. В.И. Качалова вышла из отпуска и пришла в минувшую субботу на традиционный сбор. Прошедший сезон был отмечен хорошими финансовыми показателями, судя по предстоящим премьерам, будущий окажется не хуже. О том, что ждет зрителей в ближайшее время, в материале «Реального времени».

Цветы и аплодисменты

Сбор труппы традиционно проходил в большом зале. Когда в него вошел художественный руководитель театра и одновременно его директор Александр Славутский, коллектив зааплодировал. Вообще в первый рабочий день, а сразу же после сбора труппы начались репетиции, аплодисментов было много. Поздравляли тех, чей день рождения пришелся на период отпусков, и молодых актеров, которые влились в труппу.

Пополнение солидное — в труппе Качаловского театра пятеро новичков. Всех их представил Александр Славутский. Каждый из новых актеров презентовал себя — ребята продемонстрировали свои вокальные навыки. Как известно, без этого умения в Качаловском театре сложно, потому что практически во всех спектаклях актеры поют.

«Всем вам у нас в труппе будет хорошо, потому что актерам у нас вообще хорошо живется, после спектаклей их развозит автобус, зарплату выплачиваем регулярно, да еще и премии даем», — напутствовал новичков Александр Славутский.

Новый, 227-й сезон в старейшем русском театре откроют 15 сентября. В конце сентября часть труппы едет на фестиваль в Самару, он называется «Волга театральная». Здесь качаловцы сыграют «Безумный день, или Женитьбу Фигаро». А в октябре спектакль «Женитьба» в постановке Ильи Славутского станет участником престижного театрального фестиваля в Москве «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры».

Как рассказал на сборе труппы Александр Славутский, в этом сезоне возможны гастроли в Севастополь и Сочи, а также обменная поездка в Ганновер, немецкие коллеги приедут в Казань отсматривать спектакли уже в ноябре. Вполне вероятны и контакты с Пекином.

Что касается фестивальных планов, то, кажется, сдвинулся с мертвой точки проект проведения в Казани Качаловского театрального фестиваля. Как сообщил Александр Славутский, сейчас подсчитывается смета феста и есть все шансы, что он пройдет уже будущей осенью.

Финансовые показатели, с которыми театр завершил прошлый сезон, впечатляют: качаловцы заработали на 4 млн рублей больше, чем в предыдущем году. Зрителей же в театре побывало на 2 тысячи больше.

Приятная новость — народная артистка РТ и РФ, лауреат Государственной премии РТ Светлана Романова стала лауреатом престижной российской литературной премии за спектакль «Последний день» о Марине Цветаевой. Премия будет вручена 5 сентября в Елабуге. Кроме этого, «Последний день» будет показан на фестивале моноспектаклей в Германии.

От «Бега» до водевилей

Что касается репертуара, то ближайшая премьера назначена на 6 октября, в этот вечер на качаловской сцене пойдет «Бег» Михаила Булгакова. Напомним, что спектакль по булгаковской пьесе уже шел в Качаловском театре в конце 60-х годов прошлого века в постановке тогдашнего главного режиссера театра Наума Орлова. Тогда главные роли исполнили Юрий Федотов, Марина Кобчикова, Борис Шамин, Евгений Кузин.

В новой постановке в главных ролях можно будет увидеть Илью Петрова (Хлудов), Илью Славутского (генерал Чарнота), Елену Ряшину (Серафима), Алексея Захарова (Голубков), Надежду Ешкилеву (Люська), Марата Голубева (Корзухин).

Второй премьерой сезона станет ретро-концерт «Когда зажгутся фонари», его первый показ назначен на декабрь. Режиссер спектакля — Илья Славутский. Кроме этого, в портфеле театра «Дон Кихот», «Гамлет», «Бал воров», «Маскарад», «Доходное место», чеховские водевили.

«Сейчас для нас главное — это «Бег». Для меня это спектакль о любви, любви к человеку, к жизни, к Родине. Бег — это попытка убежать от себя, от того, что происходит. Сам Михаил Булгаков все время метался, он был в Крыму, он был то с белыми, то с красными. Время было такое. Пьесу «Бег» он несколько раз переделывал. Это было одно из его любимых произведений, но дававшееся ему мучительно. У автора было три редакции «Бега», но мы сделали свой вариант, забрав все лучшее. Для меня «Бег» — это спектакль в ритме вальса, и вальс у нас будет звучать. Мне важна линия Серафимы и Голубкова, возникающая в процессе бега любовь, которая не дала им возможности остаться за границей. В жанр я вынес не «сны», а «фантасмагорию». Для меня это действительно фантасмагория, нечто абсурдное, фарсовое. И это не спектакль к столетию революции, я думал о нем и раньше», — рассказал Александр Славутский о будущем спектакле «Реальному времени».
Татьяна Мамаева,
"Реальное время" 14.08.2017 г.