04/12
вторник
18+
Ираклий Квирикадзе
Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком
сценическая версия в двух действиях А.Я.Славутского
Премьера – октябрь 2002 года

Продолжительность спектакля: 3 часа 10 минут

Фестивали:
Международный фестиваль в Марселе (Франция, 2006)
Всероссийский фестиваль «Театр без границ» в Магнитогорске (2003)

Гастроли:
г. Нижний Новогод (2003)
г.Москва (2005), г.Краснодар (2007)
г. Екатеринбург (2008)
г. Ульяновск (2009)
г.Челябинск (2011)

"Время раскручивается, как сжатая пружина, решение пространства ломает привычное театральное восприятие. Все происходящее выглядит как фильм с элементами мелодрамы, комедии, социально-исторической драмы и даже детектива. И все это укладывается в нехитрое определение «наша жизнь».
                                                          

Билеты на спектакль

13/11 Купить билеты

04/12 Купить билеты

Режиссер-постановщик
Александр Славутский
Народный артист России, народный артист Татарстана, Лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая Лауреат Премии Правительства России им.Ф.Волкова

Художник-постановщик
Александр Патраков
заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая

Хореограф
Сергей Сентябов
Заслуженный работник культуры России и Татарстана

Действующие лица и исполнители

Соня Филиппова
Эльза Фардеева
Заслуженная артистка Татарстана

Наташа Русинова
Елена Ряшина
Заслуженная артистка Татарстана

Джон Паркер
Эрвин Паркер, его отец
Эрвин Паркер в молодости, капитан
Илья Славутский
Народный артист Татарстана

Федор-Ленин
Михаил Галицкий
Заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая

Игорь Скиданов

Генерал Колошин
Геннадий Прытков
Народный артист России и Татарстана , лауреат Гос.премии Татарстана им.Г.Тукая

Полковник


Капитан
Светлана Романова
Народная артистка России и Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая, лауреат Литературной премии им.М.Цветаевой

Филя-фотограф
Марат Голубев
Заслуженный артист Татарстана

Лейтенант
Валерий Алимович, директор кинотеатра
Илья, заключенный
Владимир Мазур
Заслуженный артист Татарстана

Конвоир
Ташбаева
Антонина Иванова
Заслуженная артистка Татарстана

Стивен, капитан
Джером, лейтенант
Лука, священник
Жена Луки
Тоня, подруга Сони
Надежда Ешкилева
Заслуженная артистка Татарстана

Ведущая концерта
Антонина Иванова
Заслуженная артистка Татарстана

Официант
Демонстранты, физкультурники, артисты зубинского театра, посетители ресторана "Метрополь", сотрудники НКВД, прихожане, провожающие в аэропорту
артисты театра

Музыканты
инструментальная группа театра

Фотогалерея

Пресса

Время раскручивается, как сжатая пружина, решение пространства ломает привычное театральное восприятие. Все происходящее выглядит как фильм с элементами мелодрамы, комедии, социально-исторической драмы и даже детектива. И все это укладывается в нехитрое определение «наша жизнь».
«Коммерсант»,
2002 г.
Вечной лирикой кажется история о любви русской девушки и американского солдата. Для Александра Славутского важно, что это история образца 1948 года, то есть любовь на фоне страны, в которой каждый из нас прожил часть жизни. В режиссерском эскизе той эпохи много исторически достоверных деталей, юмора и даже эксцентрики. Для режиссера принципиально, что история Квирикадзе – это сгущение вымышленных и реальных, смешных и горьких, страшных и нелепых обстоятельств, это неправдоподобная правда. Важен и избранный им документально-нейтральный тон разговора: вместо экзальтации по старым временам – его анализ, вместо пафоса разоблачения – неизбывная печаль и горечь: вот так мы жили. Полупрозрачные покачивающиеся щиты, повторяя падуги и кулисы, то сужают сцену до крупного плана, как в кино, то расширяют до общей панорамы. Сквозь них и вспыхивает жаром наша память. Из этих коротких и сумбурных вспышек памяти и возникает перед нами словно приснившаяся нам страна, нелепая, странная, трагическая, в которой человек был обречен вечно бежать, убегать, странствовать.
«Культура», № 15,
2003 г.

В спектакле важен внутренний камертон нравственности, та правда передачи чувств, живых и непосредственных, которой добились с помощью режиссера в «Американской шлюхе» актеры.

Даже в массовке нет «просто лиц», а есть характеры, живые люди с различными судьбами. И своим недоумением, и своей болью они чем-то похожи на нас, ведь спектакль Александра Славутского подобен гигантскому зеркалу, отразившему наше прошлое и настоящее.

«Время и деньги»,
2002 г.
Сентиментальное и трагическое путешествие американского тележурналиста с папой-алкоголиком по России в поисках своих корней сочинил ироничный и мудрый грузин Ираклий Квирикадзе. Режиссер Александр Славутский посвятил спектакль своим родителям. На всем протяжении спектакля эту грешную и темную землю то и дело посещают малолетние ангелы в заостренных колпачках  и с горящими свечками в руках. Квирикадзе, шутя, написал пару исторических анекдотов, а оказалось – написал о любви. Славутский поставил трагический карнавал, а оказалось – рассказал о любви. О том, что прорастает сквозь грязь и безнадегу.
«Курс», г.Нижний Новгород,
2003 г.
Слово «потеря» вообще очень соответствует внутреннему настроению спектаклей Славутского. В «Американской шлюхе» это – настоящая трагедия, пусть и подернутая пеплом минувшего. Взрослый сын беседует с пьяненьким отцом Эрвином – бывшим американским солдатом о прошлом, пытаясь выяснить, кем была его русская мать. В их разговор, растянувшийся на три с половиной часа сценического времени, врывается прожитая Эрвином и его возлюбленной жизнь. Срывая яркую обертку советских праздников – с шариками, демонстрациями, улыбками и раскатистым «Ур-р-ра!», – режиссер Александр Славутский кажет чудовищные проявления тоталитарной империи. Под шубкой  Снегурочки – роба политзаключенной, а главный орден страны цепляют на кружевное белье генеральской любовницы.
«Театрал», Театральные Новые Известия,
декабрь 2005 г.
Публика в полной мере оценила смелость, с которой создатели "Американской шлюхи..." стремились высказать свое слово о том, сотканном из противоречий времени. Сумела отдать должное мастерству и искренности исполнителей главных ролей Ильи Славутского и Эльзы Фардеевой, поведавших нам пронзительную историю непростых отношений своих героев - американца Эрвина Паркера и советской девушки, несостоявшейся певицы Сони Филипповой.
«Культура», № 47,
2005 г.
Славутский далеко не молодой человек, поэтому отлично помнит времена «холодной войны» между Советским Союзом и Америкой. Когда он прочел сценарий Ираклия Квирикадзе «Американская шлюха», то загорелся его поставить. В нем было все: и сталинская эпоха, и хрущевская оттепель, и нелепая, странная, трагическая страна, в которой человек обречен куда-то бежать, странствовать, скрывать свою любовь, так как связь с иностранцами карается законом. В итоге получилась не просто душещипательная мелодрама, а историческая сага с политическим оттенком.
«Труд»,
26 ноября 2005 г.
Монтажность, многоплановость, огромное для театра (104!) количество эпизодов. Это действительно сценическое полотно, эпическая картина противоречивого исторического момента нашей истории.
И.Белова, «Страстной бульвар, 10»,
2007 г.
Путешествие во времени и пространстве совершается с кинематографической быстротой. Полупрозрачные плоскости находятся в постоянном движении, то отсекая от нас героев, то как бы уводя их в лабиринт, из которого нелегко выбраться. То они вдруг распахивают пространство, из которого выходят праздничные колонны граждан СССР, то становятся наглухо закрытыми дверями. Возникает эффект подсматривания. Эпоха наблюдает за эпохой.
Е.Петрова, «Душа моя», г.Краснодар,
2007 г.
Та сердечная боль, с которой сделан каждый эпизод спектакля, та исповедальность, с которой «на крупном плане» существуют главные герои и очень лирических, и грубых, жестоких сценах, - доказательство: для театра «сталинское прошлое» - не выигрышная тема, не конъюктура. Это – очень личное, исповедальное, оно и зрителя пробирает до слез, до спазмов в горле.
И. Клепикова, «Областная газета», г.Екатеринбург,
2008 г.
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский