08/05/2017











Казанский русский Большой драматический театр в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война – особая страница в истории нашей страны. Важную роль в осмыслении событий тех лет в Казани сыграл русский Большой драматический театр.
В 1941 году Казанскому театру исполнялось 150 лет со дня основания. В рамках юбилейных мероприятий начались гастроли по курортным городам страны - Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки. 21 июня спектаклем «Царь Федор Иоанович» открылись гастроли в Ялте. На следующий день началась война. Актеры собрались в ялтинском театре. Молчали. Трагизм ситуации было невозможно выразить в словах. 23 и 24 июня спектаклей не было. 25 июня было решено отыграть «Кремлевкие куранты», а 26-го «Маскарад». Война остановила гастроли, немцы стремительно наступали в направлении Крыма. Нужно было спасать театр: громадный, более ста человек, коллектив, двенадцать пульмановских вагонов театрального имущества.
3 июля директор театра Григорий Ригорин издает приказ: «В связи с невозможностью вывезти из Ялты в Казань декорации театральных постановок из-за отсутствия железнодорожных вагонов приказываю: зав.монтировочным цехом тов. Попову Л.В. разобрать следующие постановки: «Царь Федор Иоанович», «Дама-неведимка», «Дядя Ваня», «Сады цветут», «Кремлевские куранты», «Дворянское гнездо». Мягкий материал с указанных постановок снять и отправить в Казань. Все деревянные части декораций сдать М.П.В.О. г.Ялты для использования безвозмездно для оборонительных служб»
Сами актеры добирались до Казани кто как мог… В полном составе коллектив смог собраться только осенью. Часть сотрудников ушла на фронт, большая часть труппа была оставлена для полноценной работы театра. Казань в те дни стала важнейшим тыловым центром обороной промышленности. Население возросло более чем в два раза: город принял эвакуированных людей, предприятия, учреждения.В здании Татарского академического театра разместился эвакуационный пункт, и его коллектив перебрался в русский Большой драматический театр.
16 августа 1941 года удалось открыть сезон спектаклем «Кремлевские куранты». Теперь главной темой для всех становится тема войны. 24 августа была выпущена драма Гергеля «Мой сын». 22 октября состоялась премьера спектакля-эпопеи по пьесе Соловьева «Фельдмаршал Кутузов» о победах русской армии в 1812 году.Тем не менее театру необходима была современная пьеса о войне. И тогда друг театра летчик Михаил Водопьянов совместно с Юрием Лаптевым написал пьесу «Полк ДД» - Полк дальнего действия. Дружба с Михаилом Водопьяновым, человеком неординарным и цельным, сыграла значительную роль в жизни театрального коллектива. Он принимал самое заинтересованное участие в постановке своих пьес. Принес в театр будни войны, что помогло и при создании последующих спектаклей – «Русские люди» Симонова, «Нашествие» Леонова, «Встреча в темноте» Ф.Кннорре. Были поставлены «Офицер флота» Крона, и «Так будет» Симонова.
Значительное место в репертуаре военных лет продолжала занимать русская классическая драматургия. Подобное обращение к сокровищнице русского реалистического искусства было естественно и понятно. Оно обусловливалось традицией театра, искавшего в классике непреходяще ценности гуманизма и патриотизма. В афише театра были «Маскарад», «Горячее сердце», «Свадьба Кречинского» и «Ревизор», «Дворянское гнездо», «Правда хорошо, а счастья лучше», «Горе от ума», «Таланты и поклонники».«Настоящим событием этих лет,- пишет историк советского театра Г.Хайченко, - стали постановки: «Последняя жертва» в МХАТе и «Горячее сердце» в казанском театре…..»
Спектакли играли не только вечером, но и днем - для солдат, уходящих на фронт. Казань в те дни была важнейшим тыловым центром обороной промышленности. Артисты выступали перед маршевым эшелоном, встречали прибывающий санитарный поезд, обслуживали госпитали. Артистка Мария Преображенская, у которой война отняла сына, все свое время проводила в палатах у постелей раненых , заслужив ласковое прозвище «солдатская мать».
В декабре 1941 года в целях обслуживания воинских частей на фронт отправляются концертные бригады, в состав которых входили артисты Казанского Большого драматического театра.
Со спектаклем «Вынужденная посадка» выезжали на третий Белорусский фронт к генералу Черняховскому, в 8-й летний гвардейский корпус генерала-лейтенанта Благовещенского, во фронтовую полосу Смоленс-Вязьма-Брянск-Спасс-Деменск. В 1945 году играли на Прибалтийском участке фронта спектакль«Женитьба Белугина».
В тяжелые для всей страны годы Казанский русский Большой драматический театр не только продолжал полноценно работать, выпуская премьеры и играя текущий репертуар. За четыре года войны театр сыграл 148 шефских спектаклей, провел 4428 концертныхвыступлений, постоянно обслуживал пятнадцать госпиталей. Семь фронтовых бригад выезжало на передовые позиции.Театром было собрано и передано государством на оборонные нужды, постройку специального самолета, приобретение теплых вещей и подарков бойцам более одного миллиона рублей. Командирование Московского военного округа за обслуживание воинских частей наградило коллектив Почетной грамотой.
В фондах Музея КАРБДТ им.В.И.Качалова хранится множество свидетельств жизни одного из старейших театров страны в страшный для нее период: дневники, эскизы, костюмы, макеты, рецензии, афиши, программы – наша вечная память.
Заведующий музеем КАРБДТ им.В.И.Качалова Роман Копылов.
Великая Отечественная война – особая страница в истории нашей страны. Важную роль в осмыслении событий тех лет в Казани сыграл русский Большой драматический театр.
В 1941 году Казанскому театру исполнялось 150 лет со дня основания. В рамках юбилейных мероприятий начались гастроли по курортным городам страны - Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки. 21 июня спектаклем «Царь Федор Иоанович» открылись гастроли в Ялте. На следующий день началась война. Актеры собрались в ялтинском театре. Молчали. Трагизм ситуации было невозможно выразить в словах. 23 и 24 июня спектаклей не было. 25 июня было решено отыграть «Кремлевкие куранты», а 26-го «Маскарад». Война остановила гастроли, немцы стремительно наступали в направлении Крыма. Нужно было спасать театр: громадный, более ста человек, коллектив, двенадцать пульмановских вагонов театрального имущества.
3 июля директор театра Григорий Ригорин издает приказ: «В связи с невозможностью вывезти из Ялты в Казань декорации театральных постановок из-за отсутствия железнодорожных вагонов приказываю: зав.монтировочным цехом тов. Попову Л.В. разобрать следующие постановки: «Царь Федор Иоанович», «Дама-неведимка», «Дядя Ваня», «Сады цветут», «Кремлевские куранты», «Дворянское гнездо». Мягкий материал с указанных постановок снять и отправить в Казань. Все деревянные части декораций сдать М.П.В.О. г.Ялты для использования безвозмездно для оборонительных служб»
Сами актеры добирались до Казани кто как мог… В полном составе коллектив смог собраться только осенью. Часть сотрудников ушла на фронт, большая часть труппа была оставлена для полноценной работы театра. Казань в те дни стала важнейшим тыловым центром обороной промышленности. Население возросло более чем в два раза: город принял эвакуированных людей, предприятия, учреждения.В здании Татарского академического театра разместился эвакуационный пункт, и его коллектив перебрался в русский Большой драматический театр.
16 августа 1941 года удалось открыть сезон спектаклем «Кремлевские куранты». Теперь главной темой для всех становится тема войны. 24 августа была выпущена драма Гергеля «Мой сын». 22 октября состоялась премьера спектакля-эпопеи по пьесе Соловьева «Фельдмаршал Кутузов» о победах русской армии в 1812 году.Тем не менее театру необходима была современная пьеса о войне. И тогда друг театра летчик Михаил Водопьянов совместно с Юрием Лаптевым написал пьесу «Полк ДД» - Полк дальнего действия. Дружба с Михаилом Водопьяновым, человеком неординарным и цельным, сыграла значительную роль в жизни театрального коллектива. Он принимал самое заинтересованное участие в постановке своих пьес. Принес в театр будни войны, что помогло и при создании последующих спектаклей – «Русские люди» Симонова, «Нашествие» Леонова, «Встреча в темноте» Ф.Кннорре. Были поставлены «Офицер флота» Крона, и «Так будет» Симонова.
Значительное место в репертуаре военных лет продолжала занимать русская классическая драматургия. Подобное обращение к сокровищнице русского реалистического искусства было естественно и понятно. Оно обусловливалось традицией театра, искавшего в классике непреходяще ценности гуманизма и патриотизма. В афише театра были «Маскарад», «Горячее сердце», «Свадьба Кречинского» и «Ревизор», «Дворянское гнездо», «Правда хорошо, а счастья лучше», «Горе от ума», «Таланты и поклонники».«Настоящим событием этих лет,- пишет историк советского театра Г.Хайченко, - стали постановки: «Последняя жертва» в МХАТе и «Горячее сердце» в казанском театре…..»
Спектакли играли не только вечером, но и днем - для солдат, уходящих на фронт. Казань в те дни была важнейшим тыловым центром обороной промышленности. Артисты выступали перед маршевым эшелоном, встречали прибывающий санитарный поезд, обслуживали госпитали. Артистка Мария Преображенская, у которой война отняла сына, все свое время проводила в палатах у постелей раненых , заслужив ласковое прозвище «солдатская мать».
В декабре 1941 года в целях обслуживания воинских частей на фронт отправляются концертные бригады, в состав которых входили артисты Казанского Большого драматического театра.
Со спектаклем «Вынужденная посадка» выезжали на третий Белорусский фронт к генералу Черняховскому, в 8-й летний гвардейский корпус генерала-лейтенанта Благовещенского, во фронтовую полосу Смоленс-Вязьма-Брянск-Спасс-Деменск. В 1945 году играли на Прибалтийском участке фронта спектакль«Женитьба Белугина».
В тяжелые для всей страны годы Казанский русский Большой драматический театр не только продолжал полноценно работать, выпуская премьеры и играя текущий репертуар. За четыре года войны театр сыграл 148 шефских спектаклей, провел 4428 концертныхвыступлений, постоянно обслуживал пятнадцать госпиталей. Семь фронтовых бригад выезжало на передовые позиции.Театром было собрано и передано государством на оборонные нужды, постройку специального самолета, приобретение теплых вещей и подарков бойцам более одного миллиона рублей. Командирование Московского военного округа за обслуживание воинских частей наградило коллектив Почетной грамотой.
В фондах Музея КАРБДТ им.В.И.Качалова хранится множество свидетельств жизни одного из старейших театров страны в страшный для нее период: дневники, эскизы, костюмы, макеты, рецензии, афиши, программы – наша вечная память.
Заведующий музеем КАРБДТ им.В.И.Качалова Роман Копылов.
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский