В театре Качалова провели экскурсию для медиков

В Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В.И.Качалова прошла экскурсия для сотрудников управления здравоохранения Казани. Экскурсия началась со встречи с художественным руководителем-директором театра Александром Славутским. Познакомил гостей с закулисной жизнью театра народный артист Татарстана и один из ведущих актеров театра Илья Славутский.      
У работников медицины была возможность увидеть декорационный цех, пошивочный, увидеть как создаются образы и бутафория для будущей премьеры — спектакля «Ревизор», также посетить костюмерный цех, где хранятся тысячи костюмов из репертуарных спектаклей театра, увидеть  всю мощность сценического оборудования и даже покататься на люках, скрытых в сцене. После двухчасовой прогулки по театру Илья Славутский в камерной атмосфере Малой сцены ответил на вопросы гостей. Уже этой весной в планах театра провести ряд новых встреч и экскурсии для работников медицины.  
- У нас очень много эмоций! Мы познакомились с закулисьем, увидели, как творится волшебство, как творится то действо, которое нам кажется легким и непринужденным. Мы только сегодня действительно осознали насколько это каторжная работа и насколько театр работает как единый слаженный механизм, а это дорогого стоит. Мы провели множество аналогий с медицинскими организациями, которые должны работать как единый механизм. Теперь мы понимаем, что театр — это такая же обширная и сложная организация», — рассказал заместитель министра здравоохранения Татарстана — начальник управления здравоохранения Казани Владимир Жаворонков.
Газета "Республика Татарстан",
"Республика Татарстан" 2022 г.

Качаловцы исполнили мечту восьмилетнего ребенка

Художественный руководитель-директор Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова, депутат Государственного Совета Татарстана Александр Славутский принял участие во Всероссийской акции «Елка желаний».

Он исполнил новогоднее желание Матвея Михайлова. Восьмилетний мальчик учится в школе №71 и имеет проблемы со здоровьем. У Матвея атипичный аутизм. Он мечтал о большом игрушечном автомобильном треке, приобрести который у семьи не было возможности.


Заявку на конкурс заполнили впервые, в числе восьми учеников из класса, и не верили, что чудо случиться. Уже на следующий день маме Матвея - Татьяне позвонили из театра и пригласили на детский спектакль.

Перед спектаклем «Доктор Айболит» Матвей побывал за кулисами, увидел, как работает помощник режиссёра, для него провели экскурсию по театру.

После спектакля в актерском фойе Матвей сфотографировался с Дедушкой Морозом и артистами, а художественный руководитель вручил долгожданный автотрек и сладкий подарок.


Матвей и его мама Татьяна не скрывали эмоции, ведь это их первая «Елка желаний», на которой удача улыбнулась сразу.

Татьяна Михайлова, мама Матвея:

- Когда нам позвонили из театра Качалова и пригласили на спектакль – дома обрадовались абсолютно все! Матвею я сказала, что его желание решил исполнить самый лучший Дед Мороз, и он приглашает нас в театр, где ему вручат подарок и покажут спектакль. Больше всего он обрадовался тому, что увидит спектакль! Мы впервые участвовали в акции «Елка желаний» и нам провезло с первого раза. Когда мы с Матвеем написали желание, не ожидали, что нам устроят настоящий праздник -​ мы гуляли по закулисью, пили чай со сладостями в гостевой комнате, нам показали как устроен театр изнутри и ​ показали замечательный спектакль «Доктор Айболит». Мы получили кучу положительных впечатлений. Нас поздравил Александр Яковлевич, Дед Мороз и все артисты театра. Мы просто счастливы!

Исполнять мечты в рамках акции «Елка желаний» продолжат до конца февраля 2022 года. Добрым волшебником может стать каждый. Волонтеры собрали в этом году почти 10 000 шариков с пожеланиями ребят с непростой судьбой, часто страдающих неизлечимыми заболеваниями.
журнал "Идель",
"Идель" 2021 г.

Александр Славутский: «Если бы не Минтимер Шаймиев, я здесь не остался бы»

Первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев по своей природе созидатель, строитель. Он умеет воплотить в жизнь идею, понимая ее ценность для окружающего мира, для людей. Такое мнение выразил руководитель Казанского академического русского Большого драматического театра имени Качалова Александр Славутский.

«Минтимер Шарипович понимал, что русский театр в республике должен работать на высоком профессиональном уровне, и всегда поддерживал нас в решении финансовых и хозяйственных вопросов»

«Человек дела, человек идеи, который привык нести груз ответственности»
«С Минтимером Шариповичем мы познакомились в театре на спектакле “Скрипач на крыше”. Ему понравился спектакль, а я поделился, что мы хотим выдвинуть на звание заслуженного артиста РТ кандидатуру исполнителя главной роли. И он сказал: “Сегодня пятница, и до заката солнца мы решим этот вопрос”. В течение одного дня его аппарат подготовил все документы.

Он не держался за догмы, за положения, он сделал то, что считал нужным и правильным. В этом весь Шаймиев. Человек дела, человек идеи, человек, который привык принимать решения, нести груз ответственности, отвечать за свои поступки.

Несколько раз, поздравляя меня с юбилеями, он говорил со сцены: “Ты нас очень выручил! Потому что до твоего прихода нас упрекали в том, что мы не занимаемся русским театром”. А театр был в удручающем положении: долгое отсутствие творческого руководства, разброд в труппе, здание в жутком состоянии, ощущение бедности, нищеты. Да и Казань тогда произвела на меня удручающее впечатление: была весна, грязь, слякоть. Если бы не Шаймиев, то я здесь не остался бы.


«Несколько раз, поздравляя меня с юбилеями, он говорил со сцены: “Ты нас очень выручил! Потому что до твоего прихода нас упрекали в том, что мы не занимаемся русским театром”»

Фото предоставлено пресс-службой театра им. Качалова  

Решил остался на несколько лет, и вот эти несколько лет переросли почти в три десятилетия моей жизни в Татарстане, моей работы в Качаловском театре. И это прежде всего благодаря заботе и участию Минтимера Шариповича», – рассказал Славутский.

«Шаймиев понимает, что вклад в искусство – это вклад в генофонд народа»
«Минтимер Шарипович понимал, что русский театр в республике должен работать на высоком профессиональном уровне, и всегда поддерживал нас в решении финансовых и хозяйственных вопросов. Он поддерживал своим вниманием к нашему творчеству. Человек, мыслящий масштабно, Шаймиев всегда понимал и понимает важность, нужность паритета в культурной политике многонациональной республики. Он понимает, что вклад в искусство – это вклад в генофонд народа.

«Шаймиев искренне любит искусство. Он видел у нас практически весь репертуар. Вместе с супругой они приходили на спектакли, знали всех артистов по именам»

Фото предоставлено пресс-службой театра им. Качалова  

Очень важно, что Шаймиев искренне любит искусство. Он видел у нас практически весь репертуар. Вместе с супругой они приходили на спектакли, знали всех артистов по именам, знали их проблемы, могли со всеми поговорить, каждому уделить внимание во время своего визита. И сейчас он не забывает нас.

Открывая наш театральный музей, он провел с нами в театре больше пяти часов. Московские гости, которые разделили с нами радость этого события, изумились степени его вовлеченности, его интереса, его осведомленности.

Я всегда верил и верю в роль личности в истории, потому что народ – понятие неоднозначное. Уверен, все определяет личность. Дело Шаймиева продолжает Рустам Минниханов. Корабль не может двигаться без рулевого. Только щепка плывет сама по себе по волнам», – уверен руководитель театра.


«Минтимер Шарипович всегда говорил, что надо нести бренд Татарстана за пределы республики»

«Шаймиев всегда говорил, что надо нести бренд Татарстана за пределы республики»
«В том, что наш театр сейчас – один из лучших в стране, во многом заслуга Шаймиева, нашего первого рулевого, первого Президента Татарстана. Он заложил фундамент сегодняшнего успеха республики и, конечно же, нашего театра. Благодаря поддержке его преемника Рустама Минниханова мы провели масштабную реконструкцию, и теперь театр в идеальном состоянии один из немногих в стране.

В свое время Шаймиев решил вопрос по набору внебюджетного актерского курса Российской академии театрального искусства на средства республики. Мы выпустили один курс, потом второй. Половина труппы – это мои ученики, которые сегодня уже заслуженные и народные артисты.

Минтимер Шарипович всегда говорил, что надо нести бренд Татарстана за пределы республики, и сегодня нашу гастрольную деятельность, фестивали, которые мы проводим, всегда поддерживает Рустам Минниханов.


«Для меня большая честь быть в замечательной компании, которую возглавляет первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев»


Шаймиев всегда уделял большое внимание развитию культуры и не случайно стал первым лауреатом Национальной театральной премии “Золотая маска” в Татарстане. Мы выдвинули его кандидатуру за поддержку театрального искусства, и он был безоговорочно поддержан Союзом театральных деятелей России. Потом эту “Золотую маску” получили Марсель Салимжанов и Ренат Тазетдинов, в этом театральном сезоне лауреатом премии стал и я. И для меня большая честь быть в замечательной компании, которую возглавляет первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев», – признался Славутский.


С 1994 г. — главный режиссер, а с 2007 года - художественный руководитель-директор Казанского академического русского Большого драматического театра им.В.И.Качалова.

Заслуженный деятель искусств России, народный артист России и РТ
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая, лауреат премии Правительства России им. Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства РФ, лауреат премии «Золотая маска»
Лилия Шайхутдинова,
"Татар-Информ" 2022 г.

Родом из детства, или Дверь за нарисованным очагом

На краткое время зимних каникул театры Казани всецело оказываются во власти детей: ёлки, праздничные представления, сказки собирают многочисленных маленьких зрителей, жадных до новогодних чудес. Недавний детский театральный марафон послужил нам поводом для разговора о популярных в городе детских спектаклях Качаловского театра и о самом феномене спектакля для детей.

Наша память, прекрасная и капризная Мнемозина,— величайший мистификатор. Она способна с большой точностью воспроизводить события далёкого прошлого, но порой развлекается, совершая прихотливую подмену — более поздние переживания наслаиваются на прежние, порождая неправду или полуправду, которую мы принимаем за истину.

Память детства — история особая. С одной стороны, именно детские воспоминания отличаются особой яркостью и остротой. С другой — взгляд взрослого затуманивает былую реальность, невидимые тролли подносят кривое зеркало, в котором всё будто бы так, да не так. Оттого мы теряем способность понимать собственных детей, видеть барашка сквозь стенки ящика и узнавать в бесформенной шляпе удава, проглотившего слона. Потому и детские спектакли зачастую грешат фальшью. Мнемозина — богиня памяти и мать всех девяти муз. В этом единстве — глубокий смысл. Талантливая память — залог успеха в искусстве. Качаловцы своего детства не забыли, и мир ребёнка, воссоздаваемый ими на сцене, наделён множеством узнаваемо точных деталей. Молодой, задорной, танцующей и поющей труппе Качаловского театра детские спектакли очень «к лицу». Умение актёров творить театральное озорство, заряжать зрителя энергией веселья и чистой радости в детских спектаклях проявляется особенно ярко.

В репертуаре театра Качалова пять спектаклей для детей: мюзикл «Доктор Айболит» по сказке Корнея Чуковского, музыкальная версия сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», представление «Иван-дурак и черти» по пьесе Льва Устинова, созданной на основе одноимённой сказки Льва Толстого и русских народных сказок, музыкальная сказка «Красная шапочка» по пьесе Евгения Шварца и мюзикл «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Режиссёр-постановщик четырёх из них, художественный руководитель театра Александр Славутский, видит в спектаклях для детей не «довесок» к взрослому репертуару, а самостоятельное, важное направление работы труппы. Многие из сегодняшних зрителей выросли на детских спектаклях театра. А обращаясь к нынешнему поколению детей, театр «приручает» и воспитывает зрителя завтрашнего дня.

Все детские спектакли театра Качалова подчёркнуто праздничны, музыкальны, с мощным зарядом положительной энергии. В каждом из них создан особый волшебный мир, существующий по своим законам. В мюзикле «Айболит» царит дух приключений, романтики дальних странствий, борьбы с пиратами — над сценой распростёрт просторный парус, а приёмная Айболита легко превращается в корабль. В «Золотом ключике» на сцене выстроен условный итальянский город — башенки из лёгкого металла то образуют ряд домов с причудливыми крышами и замысловатыми фронтонами, то обращаются в каморку папы Карло, харчевню «Три пескаря» или кукольный театр Карабаса Барабаса. В представлении «Иван-дурак и черти» создан стилизованный деревянно-льняной, холщёво-лоскутный мир, где царит стихия народного праздника, озорства, песен, плясок и потешек. В «Красной шапочке» сцена превращена в яркий сказочный лес, усыпанный красными, жёлтыми, зелёными и синими листьями. А в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» декорации лаконичны, но при этом предельно функциональны: мост и раздвигающийся забор — скупые знаки маленького американского городка с громким названием Санкт-Петербург — позволяют разыграть сцены возле дома тёти Полли, на кладбище, в тюрьме, в здании суда, на улице, в пещере. Во всех постановках очевиден тесный тандем режиссёра и художника-постановщика. Сценография Александра Патракова не просто погружает в среду, но, в соответствии с режиссёрским замыслом, создаёт образное решение спектакля. При этом она не является реалистически завершённой и самодостаточной, а оставляет юному зрителю простор для «достраивания», для увлекательной работы детской фантазии.  Театр Качалова отличает неизменно высокий эстетический уровень как детских, так и взрослых спектаклей и всего его «театрального устройства» — начиная от оформления здания до программ, афиш, буклетов. Одна из задач театра, работающего с детским репертуаром,— воспитывать в детях вкус, чувство красоты, понимание прекрасного. Театр эту задачу осознаёт и с успехом выполняет, равно как и другое своё назначение — учить добру. При этом язык добра не назидателен, а занимателен и остроумен. Неподражаемый самовлюблённый Волк-индивидуалист в «Красной шапочке» (Илья Славутский) оказывается посрамлённым, когда против него, преодолев страх, дружно вступают в борьбу все звери леса. Героям «Айболита» дружба помогает справиться с Бармалеем (Илья Славутский) и кровожадными пиратами (Александр Малинин, Алексей Захаров), а персонажам «Золотого ключика» она позволяет одолеть грозного Карабаса Барабаса (Илья Славутский) и коварного Дуремара (Александр Малинин), раскрыть козни Лисы Алисы (Елена Ряшина) и Кота Базилио (Виктор Шестаков) и обрести чудесный кукольный театр за нарисованным очагом. Труд делает Ивана-дурака (Алексей Захаров) неуязвимым для чертей, спасает от страха, болезней, уныния и скуки, в нём источник его несокрушимой жизнерадостности. За свою человечность и смелость, проявленную в истории с Меффом Поттером (Марат Голубев) и Индейцем Джо (Георгий Логинов), за самоотверженность во время скитаний с Бекки Тэтчер (Славяна Кощеева) по пещере Том Сойер (Павел Лазарев) оказывается награждён — любовью Бекки, уважением горожан и обретением сокровища. Так детская «нескучная классика» поучает, развлекая, и развлекает, преподавая уроки человечности.

В детских спектаклях использованы все регистры воздействия на юного зрителя. Важнейшим из них являются музыка и хореография. В четырёх из пяти спектаклей присутствует живой звук — в постановках принимает участие инструментальная группа театра. Сольные вокальные партии и хоры, с особенной экспрессией звучащие в финале спектаклей (хормейстер — Леонид Тимашев),— это и способ раскрытия характера того или иного героя, и приём нагнетания драматической ситуации, и сильный рычаг эмоционального воздействия. Музыка — важный инструмент создания образа спектакля, передачи атмосферы, колорита, специфического для той или иной сценической реальности. Так, «Иван-дурак» непредставим без задорных русских песен, плясок, частушек и потешек, а «Том Сойер» ярко расцвечен мелодиями и танцами в стиле кантри. Иногда в спектаклях используется намеренное музыкальное разностилье, которое становится формой забавной театральной игры. Волк в «Красной шапочке» (Илья Славутский) неожиданно исполняет джазовую импровизацию, а Заяц (Марат Голубев) самозабвенно отстукивает чечётку.

Не менее важна в детских спектаклях хореографическая составляющая, язык тела и жеста (хореограф — Сергей Сентябов). Для каждой роли найден свой индивидуальный пластический рисунок, будь то мальчишеская пронырливость Буратино (Марат Голубев, «Золотой ключик»), суетливость Ёжика (Алексей Захаров, «Красная шапочка»), крадущаяся вороватая походка лисы (Елена Ряшина, «Красная шапочка») или размашистые, корявые движения Дуремара (Александр Малинин, «Золотой ключик»).

По мнению Ильи Славутского, выступающего в постановках для детей в роли как актёра, так и режиссёра (мюзикл «Красная шапочка»), технология работы над детским и взрослым спектаклем одна и та же. Если ты профессионал, то над мотивами поступков Волка ты будешь размышлять так же серьёзно, как над психологией Городничего. По сути, и в том, и в другом случае речь идёт о схожих общечеловеческих проблемах. Расхождения, с его точки зрения, могут быть в оценках. Не секрет, что в актёрской среде порой предвзято относятся к детским спектаклям. Однако постановки качаловцев для детей отличаются качеством актёрской игры. Чрезвычайно харизматичен и изобретателен в воплощении всевозможных злодеев сам Илья Славутский (Бармалей, Карабас Барабас, Волк); обаятельная, располагающая манера игры отличает Марата Голубева (Буратино, Заяц, Айболит, Мефф Поттер); неизменным успехом у маленьких зрителей пользуются две разные по характеру Лисы (в «Золотом ключике» и «Красной шапочке») в исполнении Елены Ряшиной; универсален и органичен в самых разных ролях Алексей Захаров (Пьеро, Ёжик, Бен-Али, Иван-дурак, Сид); неизменно яркий рисунок роли создаёт Славяна Кощеева (Маланья, Бекки Тэтчер, Птица, Обезьяна). Её дуэт с Алексеем Захаровым в спектакле «Иван-дурак и черти», бесспорно, относится к числу актёрских удач, равно как и трио — Павел Лазарев (Том Сойер), Виктор Шестаков (Гекльберри Финн), Славяна Кощеева (Бекки Тэтчер) в спектакле по роману Марка Твена.

К сожалению, нет возможности в одной статье перечислить все актёрские удачи, остроумные находки и обаятельные воплощения сказочных героев. Но то, что и исполнители ролей второго плана, и те, что играют в эпизодах, отлично владеют своим ремеслом и серьёзно относятся к своей задаче, не вызывает сомнений. Оттого эти спектакли столько лет пользуются любовью зрителя. «Красная шапочка» была сыграна двести раз и неизменно идёт с аншлагами. «Том Сойер» в предыдущей версии пережил триста представлений и по просьбам зрителей был недавно восстановлен с новым составом.

Во время репетиций детских спектаклей режиссёры обсуждают с актёрами психологию ребёнка, обращаясь к их наблюдениям и личному опыту. В результате работы этого коллективного сознательного и бессознательного образы детей становятся правдивыми и достоверными. Забавны и узнаваемы мальчишеское соперничество Тома и Сида, мнимая вражда Бекки и Тома, за которой кроется детская влюблённость, непоседливость Красной Шапочки (Алёна Козлова), когда уши ещё слушают наказы матери, а ноги уже в нетерпении бегут вперёд... По мнению Ильи Славутского, актёрская природа в принципе созвучна детской — та же способность к быстрому переключению внимания, тот же «моторчик» внутри, тот же механизм поглощения информации. Однако от актёров не требуют «играть в детей». Перед ними стоит задача как бы присваивать себе детское сознание и проецировать его на переживания взрослого.

Дети — нелёгкие, бескомпромиссные, но искренние зрители. В их глазах любопытство, открытость, готовность к чуду и смеху. Иное дело взрослые, пришедшие в театр ради детей. Им трудно оторваться от мобильных телефонов, перенастроиться на иную реальность. Но в ходе спектакля лица их меняются, становятся улыбчивей и добрей, на них появляется выражение беззаботной радости, точно им сделали прививку детства. И это чудесное превращение в зрительном зале не уступает волшебству, творимому на сцене. Пусть же театр снова и снова заветным ключиком отворяет дверь, впуская маленького и большого зрителя в царство игры, заповедник радости, оазис непреходящего праздника.
Елена Шевченко,
"Казань" 2020 г.

«Каждый случай не случаен»: лайфхак из Качаловского театра

Мы приходим в театр и даже не задумываемся, как сложно порой бывает актеру. Сегодня он играет грустного и одинокого персонажа, а завтра весельчака.  А каков актер на самом деле? Специально для журнала «Идель» актриса Театра им. Качалова Славяна Кощеева рассказывает с кем нужно соревноваться, чтобы победить.


1.    Дорогу осилит идущий. Никогда не останавливаться на достигнутом. Трудиться! Пробовать! И не бояться!

2.    Надеяться только на самого себя. Не ждать счастливого случая. Каждый случай не случаен. Нужно всегда быть готовым к нему.

3.    Не завидовать и не злиться. Соревноваться только с самим собой.

4.    Всегда находить время для того, чтобы позвонить родным и близким.

5.    Быть благодарным. Уметь радоваться простым вещам, хорошей погоде, вкусной еде, добрым словам.

С лайфкахами других медийных персон вы сможете познакомиться на нашем сайте через три дня.


Но не стоит забывать, что у каждого человека своя жизнь, и свои правила, о которых вы можете рассказать у нас, в журнале «Идель».
Алия Хабибуллина,
"Идель" 2020 г.

В Казани откроют выставку личных вещей прадеда министра культуры России

Уникальную экспозицию приурочат к 145-летию Василия Качалова

В Казани откроют выставку личных вещей прадеда министра культуры России
Фото: Максим Платонов
В честь 145–летнего юбилея великого артиста Василия Качалова, имя которого уже более 70 лет носит казанский театр под руководством Александра Славутского, в городе открыли череду праздничных мероприятий. Начали с экскурсий по театральному музею, на которые может записаться любой желающий совершенно бесплатно, а завершить обещают грандиозной выставкой. Как выяснило «Реальное время», экспозиция будет состоять из нескольких десятков уникальных экспонатов из запасников Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина и театра МХАТ, где служил сам Качалов.

Министра культуры России ждут в Казани на выставке в честь прадеда
Не исключено, что на торжественное открытие выставки, запланированное на конец марта, приедут потомки Василия Качалова. Тем более что дружба между несколькими поколениями качаловцев и родственниками артиста стала уже доброй традицией. В 2005 году в театр приезжала внучка Качалова — Мария Шверубович вместе с супругом — известным театроведом, ректором Щепкинского училища Борисом Любимовым. Тогда здесь презентовали единственный памятник артисту в России.

На торжественное открытие театрального музея, которое состоялось в 2019 году, приезжал праправнук Качалова — Никита Баранов. Новому министру культуры России Ольге Любимовой, правнучке знаменитого артиста, приглашение на выставку тоже отправят. Скорее всего, откроют экспозицию 27 марта — в Международный день театра.

Новому министру культуры России Ольге Любимовой, правнучке знаменитого артиста, приглашение на выставку тоже отправят. Фото mkrf.ru
Шкатулка Качалова и костюм Станиславского
А пока в просторном атриуме театра создают все необходимые условия для уникальных экспонатов, по несколько раз в день измеряют температуру воздуха и уровень давления — это необходимая процедура в подготовке к такому значимому событию.

— Для ценных экспонатов нужен особый температурный режим, — объясняет Роман Копылов, заведующий музеем казанского драматического театра.

По словам Копылова, такой грандиозной выставки в нашем городе еще не было. В театр доставят шкатулку, в которой артист хранил свои украшения, а еще привезут старинные афиши, программки, макеты декораций, костюмы и даже личные вещи великого Константина Станиславского, под руководством которого много лет служил в театре Василий Иванович. Эта выставка — рассказ об эпохе Качалова в МХТ, о знаковых спектаклях прославленного театра, о соратниках по сцене и друзьях артиста.

После полномасштабной реконструкции здания театра музей имеет просторные помещения для хранения коллекции со всем необходимым профессиональным оборудованием, два этажа музейной экспозиции и возможность проведения выставок. Фото Максима Платонова
Качалову — 145
— Наш музей был основан еще в 1973 году и начинался с небольшой «Качаловской комнаты», а сегодня, после проведенной в театре полномасштабной реконструкции здания театра, он имеет просторные помещения для хранения коллекции со всем необходимым профессиональным оборудованием, два этажа музейной экспозиции и возможность проведения выставок. Благодаря поддержке художественного руководителя театра Александра Славутского, который понимает важность сохранения театральной истории, мы везем в Казань большой выставочный проект крупнейших театральных музеев, который войдет в программу республиканского проекта «Театральная весна в Татарстане» и, безусловно, станет не только ярким событием в культурной жизни Татарстана, но и послужит дальнейшему укреплению межрегиональных культурных связей. Эти начинания поддерживает министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, — отметил заведующий музеем.

Полюбоваться выставкой может каждый, кто придет на спектакль, причем совершенно бесплатно.
овации артистам, блиставшим на сцене, — громкими и продолжительными.
Наталья Никифорова,
"Реальное время" 2020 г.

В Качаловском театре провели парламентский урок

В Качаловском театре провели парламентский урок для учеников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный  олимпиадно-научный центр «Солнце» Вахитовского района Казани. Художественный руководитель-директор театра имени Качалова, депутат Государственного Совета Татарстана Александр Славутский выступил в качестве куратора парламентского урока.

Старшеклассники проявили знание основ государственного устройства  и озвучили свою гражданскую позицию. Они задавали вопросы, интересовались подробностями профессии театрального режиссера, процессом создания спектаклей, особенностями актерской профессии. Обсуждали спектакль «Незабываемое. Женские голоса войны», созданного на основе документальных материалов о войне. Спектакль идет на Малой сцене театра с 70-летнего юбилея Великой Победы.

Разговор на тему «Сохраняя традиции, создаем будущее» был посвящен 100-летию образования ТАССР и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Александр Славутский рассказал юным гостям о своем пути в театр, который начался в школьные годы, рассказал как выбирает спектакли, которые планирует ставить,  утверждает актеров на роли и работает с текстами.  Не смотря на то что ребята -  будущие химики, театральные процессы вызвали у них большой интерес.

После разговора с художественным руководителем ребятам показали закулисье театра. А именно репетиционный зал, в котором были установлены  фрагменты декораций к новому спектаклю Ильи Славутского «Бал воров». Премьеру казанцы увидят уже весной.

Школьники побывали в декорационном цехе театра и своими глазами увидели как создают декорации. Так же прошла познавательная экскурсию по двум этажам Театрального музея. Продолжением встречи стало посещение спектакля «Глумов», который Александр Славутский поставил в ноябре 2007 года по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
"Известия Татарстана",
"Известия Татарстана" 2020 г.

Сегодня отмечается 145 лет со дня рождения Василия Ивановича Качалова

Имя Качалова носит Казанский академический русский Большой драматический театр.

Памятник В.И. Качалову в театре, который носит его великого актераФото предоставлено пресс-службой театра им. В. Качалова
Сегодня, 11 февраля, отмечается 145 лет со дня рождения Василия Ивановича Качалова. Именно на сцене этого театра выдающийся артист начал свою творческую карьеру.

К знаменательной дате в Театральном музее театра организованы бесплатные тематические экскурсии, посвященные Качалову.

К памятнику Качалова, который расположен в стеклянном атриуме театра будут возложены цветы. К тому же готовится совместный выставочный проект крупнейших театральных музеев — Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея МХАТ и театрального музея КАРБДТ им. В.И. Качалова. В экспозиции будет представлено более ста экспонатов, среди которых личные вещи артиста.
Ольга Иванычева,
"Казанские ведомости" 2020 г.

Александр Славутский – лауреат народной премии «Светлое прошлое»

Александр Славутский удостоен народной премии «Светлое прошлое». Эту премию учредили в Челябинске и награждают известных южноуральцев, живущих за пределами региона.

Александр Славутский удостоен народной премии «Светлое прошлое». Эту премию учредили в Челябинске и награждают известных южноуральцев, живущих за пределами региона.

Торжественное чествование лауреатов прошло в Челябинском театре драмы имени Наума Орлова. Вместе с дипломом лауреатам вручили статуэтку работы скульптора Эрнста Неизвестного «Кентавр с цветком в груди». Как отметил художественный руководитель-директор Качаловского театра Александр Славутский, премия «Светлое прошлое» важна, ведь без прошлого не бывает будущего.

Премия «Светлое прошлое» вручается знаменитым землякам-южноуральцам за заслуги в сферах экономики, политики, производства, науки, культуры, искусства, спорта, общественной деятельности. Автор проекта - народный артист России Олег Митяев. В этом году премия вручается уже в 16-й раз.
Ольга Иванычева,
"Казанские ведомости" 2020 г.
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский