Строитель «Театра радости»

Десять успешных проектов Александра Славутского

Сегодня ровно 25 лет, как в Качаловском театре служит Александр Славутский. Случай для этого театра уникальный — никто из главных режиссеров не проработал здесь так долго. «Реальное время» вспоминает те позитивные перемены, которые связаны с именем сегодняшнего директора-художественного руководителя БДТ им. В.И. Качалова, народного артиста РФ и РТ, лауреата Госпремии РТ им. Г. Тукая.

«Казань мне не понравилась»

Конец 80-х — начало 90-х годов для Качаловского театра были далеко не лучшим временем — главные режиссеры менялись так часто, что некоторые еле-еле дорабатывали один сезон. В один из периодов театром вообще руководил «художественный совет», что усугубляло печальное положение.

Да и вообще, с момента ухода из Качаловского главного режиссера Наума Орлова в начале 70-х, а он был одной из знаковых фигур в региональных театрах, говорить о какой-либо «генеральной линии» здесь не приходилось. Недолгое пребывание в статусе главного режиссера Качаловского театра талантливого Владимира Портнова было исключением. Но было оно недолгим.

Главные режиссеры приезжали и уезжали, новые постановки, отмеченные эклектикой, еле-еле выдерживали сезон, афиша театра напоминала одеяло в стиле пэчворк, и количество пустых мест в зрительном зале во время спектакля становилось катастрофическим.

В феврале 1994 года, когда кресло главного режиссера в очередной раз пустовало, по приглашению тогдашнего директора БДТ Григория Первина в Казань из Ростова-на-Дону приехал Александр Славутский, возглавлявший до этого театр в этом городе и во многих российских городах.

«Казань мне поначалу не понравилась — сугробы, заборы, заклеенные афишами, какой-то серый город», — вспоминает сейчас Александр Славутский. Поначалу он не думал, что останется здесь надолго. Но именно в Казани он смог построить свой обетованный «Театр-дом, Театр-радости», вернув и авторитет Качаловскому, и зрителя в его зал.

Вот десять позитивных перемен, которые произошли с Качаловским за эти годы, сделав его одним из самых успешных региональных театров с практически постоянными аншлагами.

Перемена статуса

1. Хотя Качаловский театр уже разменял третью сотню лет, он не имел статуса академического. Это было странно для одного из старейших российских театров. Статус академического БДТ получил в 1996 году — вполне по заслугам.

2. Новоселье в старом доме

Как большинство построек позапрошлого века, здание Качаловского театра давно уже требовало реконструкции. Славутскому удалось убедить правительство РТ выделить деньги. Реконструкция, которая шла поэтапно, обошлась в сумму чуть более миллиарда рублей — пример по нынешним временам фантастический. Причем в то время, когда шли работы, Славутский постоянно бывал в театре, контролируя их ход. Площадь театра изрядно увеличилась, появились новые просторные цеха, удобные гримерные, сцена для репетиций, по размеру равная основной сцене. Теперь на репетиционной сцене можно полностью выстраивать декорации, репетировать спектакль и затем переносить его один в один на основную сцену. Реконструкция завершилась в 2014 году.

3. Открытые границы

В 1996 году состоялись первые гастроли Качаловского театра за границу. На фестивале в Египте были показаны «Плутни Скапена» в постановке Славутского. После этого начались регулярные поездки на фестиваль русского искусства в Марсель, позже состоялись поездки в Чехию, Болгарию, Германию, Китай.

4. В параллель

Еще до завершения реконструкции в Качаловском театре появилась Малая сцена, она открылась в 2012 году. Сейчас спектакли качаловцев практически каждый вечер идут сразу на двух сценах. Малая сцена — трансформер, зрительный зал может видоизменяться в зависимости от особенностей постановки.

5. Учитель, воспитай ученика

Два выпуска актерского факультета ГИТИСа, которые прошли в 1998 и 2010 годах, омолодили качаловскую труппу, которая требовала обновления. Будущие актеры-качаловцы учились в Казани, лекции им читали приезжающие педагоги ГИТИСа, руководителем курса был Александр Славутский.

6. Заслуженные награды

Впервые за всю историю Качаловского театра несколько актеров и главный художник стали лауреатами Госпремии РТ им. Г. Тукая. Высокой награды за спектакль «Скрипач на крыше» были удостоены исполнитель главной роли Михаил Галицкий и сценограф Александр Патраков, работа актеров Светланы Романовой и Геннадия Прыткова была отмечена в спектаклях «Вишневый сад» и «Дядюшкин сон».

7. В едином стиле
В Качаловском театре появился фирменный стиль, и он строго соблюдается. Афиши, программки к спектаклям, буклеты — все выполнено элегантно и даже может считаться своего рода «сувенирной продукцией» театра.

8. Возвращение Качалова

В атриуме БДТ появился памятник Василию Качалову, его выполнила казанский скульптор Ася Миннулина. В 2005 году состоялось торжественное открытие, на которое были приглашены родственники Василия Ивановича и старейшие актеры-мхатовцы.

9. Фестивалим!

Осенью 2018 года состоялся первый в истории Качаловский фестиваль. На него были приглашены театр им. Ленсовета, Небольшой драматический театр из Санкт-Петербурга, камерный театр из Воронежа и Вахтанговский театр. Тема первого феста — «Классика в современном прочтении». Сами качаловцы показали на фесте «Бег» и «Женитьбу». Было решено проводить Качаловский фестиваль один раз в два года, так что следующий пройдет в 2020 году. Но нынешний год, Год театра, все же не останется без фестиваля. Международный фест «Европа — Россия — Азия» посетят театры из Ганновера, Пекина, российский театр представит Театр-студия Сергея Женовача.

10. Долг памяти

В Качаловском театре на двух этажах открылся театральный музей. Его площадь 500 квадратных метров, 300 из них отданы под экспозицию, 200 — под хранилище. В коллекции театрального музея 20 000 единиц хранения. Экспозиция, в которую включаются личные вещи артистов, фотографии, программки, афиши, рассказывает об истории русского драматического театра в Казани за два с лишним века.
Татьяна Мамаева,
"Реальное время" 18.02.2018 г.

В КАЗАНИ ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ КАЧАЛОВА

«В клетчатых штанах, в цилиндре на голове и в огненно-рыжем пальто явился я в Казань, в труппу Бородая, где в первый год мне давали маленькие роли, а на второй и третий год я стал вроде премьера», – так писал в своих воспоминаниях Василий Качалов. В Казанском русском театре, который с 1948 года носит его имя, легендарный мхатовец делал свои первые профессиональные шаги. На этот раз день рождения Василия Ивановича БДТ отметил открытием музея.

В день церемонии, 11 февраля, фойе «Атриум» было переполнено гостями и журналистами. Торжество началось с театрализованного пролога, подготовленного качаловской молодежью. Перед зрителями пронеслись страницы истории театра, после чего слово взял худрук и директор театра Александр Славутский.

«Музейная комната, посвященная Качалову, появилась в театре еще в 1973 году по инициативе тогдашнего завлита Игоря Германовича Ингвара, – рассказал Славутский. – После него музеем заведовал Юрий Благов. Им обоим было бы радостно узнать, что их начинание не пропало».

С 70-х годов театру удалось собрать обширную коллекцию артефактов. Театральные костюмы, программки, афиши, эскизы декораций, письма, фотографии, книги и документы, личные вещи служивших здесь артистов и режиссеров – всего более 20 тыс. единиц хранения. Для музея не было только места. Поэтому во время последней реконструкции 2014 года под него были отстроены специальные помещения. Теперь экспозиция, на формирование которой ушло четыре года, разместилась на двух этажах и заняла площадь в 300 кв. метров.

– Музей – неотъемлемая часть жизни театра. Их невозможно разделить, как невозможно отделить от человека память о родителях и предшественниках, – отметил на церемонии открытия директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов. –Об этом думали многие выдающиеся деятели театра: Станиславский и Немирович-Данченко самостоятельно собирали материалы о своей работе, Таиров возил макеты своих постановок на гастроли.

На открытие музея прилетели и родные Качалова – ректор ВТУ им. Щепкина Борис Любимов вместе с внуком Никитой (он приходится Качалову праправнуком).

– С музеем БДТ я познакомился еще раньше, чем с театром, – отметил в беседе с «Театралом» Борис Любимов. – Помню, как в середине 70-х Игорь Германович Ингвар впервые приехал в семью наследников Качалова. Театральные люди любят собирать артефакты, потому что актерское искусство, в отличие от музыки, кинематографа, литературы или живописи, не оставляет после себя материального результата. Каждый артист бьется за то, чтобы о нем осталась память – в книге, костюме, шутке, которая передается из уст в уста, в его внетеатральной деятельности – стихах или музыке. В сущности, это борьба за жизнь, за возможность сохраниться в веках.

После завершения торжественной части первую публику пригласили осмотреть экспозицию. На больших стендах, как книга, читается история возникновения и развития русского театра в Казани – от первых представлений в 1723 году до наших дней.

– Как правило, музеи рассказывают свою историю по хронологии, мы же, напротив, сначала знакомим зрителя с современностью, ведь музей неотделим от театра, а театр – живое искусство, которое существует здесь и сейчас, – рассказывает «Театралу» заведующий музеем Роман Копылов.

Особый раздел экспозиции посвящена Качалову. Среди экспонатов – подлинный сюртук, в котором он выходил на сцену Художественного театра в роли Чацкого, пенсе, чернильный прибор, программки спектаклей, а еще рисунок из записной книжки, на котором артист запечатлел свой первый приезд в Казань в 1897 году.

Впрочем, по словам Романа Копылова, это только начало. Вскоре экспозицию дополнят макетами спектаклей и мультимедийной инсталляцией о постановке «Пиковая дама» (знаковый для театра спектакль Александра Славутского, идущий с 1999 года). Кроме того, в музее думают записать аудиогид (историю театра расскажут ведущие артисты). Еще одна хорошая новость – до конца сезона экспозиция будет бесплатной. Уже сейчас она открыта для зрителей Основной сцены, ее можно осмотреть перед спектаклем и в антракте. В ближайших планах – возможность посещения по предварительное записи.

Как вы оцениваете экспозицию?

Дмитрий Родионов, директор Театрального музея им. Бахрушина:

– Прежде всего, нужно отметить, что музей располагает обширным пространством. Коллеги из БДТ представили историю русского театра в Казани, рассказали, как зарождалось здесь театральное искусство, какими именами крепилось. Проведена большая работа по систематизации и периодизации этой трехсотлетней летописи. История разбита на периоды, в рамках каждого периода сгруппированы выдающиеся постановки деятелей театра, в тот или иной период направлявших творческий процесс. Это большой исследовательский, аналитический труд, который не может не радовать, поскольку, придя в музей как зритель, каждый может прочесть историю.

Замечательно, что в экспозиции представлено множество подлинных вещей, в числе которых чудом сохранившиеся театральные костюмы и личные вещи местных артистов, составлявших славу театра и сто лет назад, и совсем недавно.

Множество афиш, программ, фотографий намеренно представлены в копиях, поскольку, по музейным законам, бумажные документы нельзя выставлять в подлинниках более трех месяцев из-за разрушительного действия света. В данном случае все сделано грамотно: подлинники надежно хранятся в темных местах.

К настоящему моменту заложен фундамент – выстроена экспозиционная история. Однако, у музея есть точки роста. Думаю, сотрудники пойдут по этому пути, добавив больше интерактива – в музее появятся мониторы или возможность слушать аудио в наушниках.

Ирина Корчевникова, директор Центрального театра кукол им. Образцова:

– Сегодня музей только начинает свою жизнь, но начало положено замечательное: в экспозиции собрано множество материалов, а стенды сформированы очень профессионально. Для того, чтобы возникла история, которую посетитель сможет «прочесть» без помощи экскурсовода, придя в музей перед спектаклем или в антракте, эти стенды нужно дополнять. Думаю, что в скором времени будет проведен этикетаж – и, наверняка, на трех языках: в Казани немало иностранных туристов. Это тоже создаст определенную атмосферу.

Что касается коллекции, то, уверена, она будет пополнятся благодаря людям, у которых остались артефакты, связанные с театральной историей. Это будут родные и близкие артистов и режиссеров, которые когда-то здесь творили, и просто зрители, сохранившие старые билеты и программки. Кроме того, экспозиция наверняка дополнится макетами спектаклей и инсталляциями, благо место для этого достаточно.
Анна Тимина,
"Театрал" 18.02.2018 г.

Театральный музей как мост в будущее

Вчера в музей Качаловского театра пришли первые посетители

День рождения Василия Ивановича Качалова в театре его имени отметили открытием музея, в котором на 500 квадратных метрах разместилось 20 000 единиц хранения. Кто сделал первый подарок новому музею и от чего забилось сердце праправнука Качалова — в репортаже «Реального времени».

«Начали круто!»

За несколько минут до начала церемонии открытия музея в атриуме Качаловского театра не было ни одного свободного места — коллеги из других театров, музейщики города, ветераны театра, почти вся труппа полностью пришли на торжество. Началось открытие с театрализованного представления, которое подготовили молодые актеры-качаловцы.

Звучали великие имена, связанные с казанским театром, — Медведев, Щепкин, Савина, Стрепетова и, конечно, Качалов. Перед зрителями проходили страницы истории театра в Казани, основанного еще в XVIII веке. Это был своего рода пролог к тому, что увидят приглашенные на церемонию в музее, и шел он под песню Булата Окуджавы про красную розу — любимую песню директора-художественного руководителя театра Александра Славутского, по чьей инициативе и был построен музей.

В театре с 1973 года существовала Качаловская комната, открытая по инициативе актера, режиссера, исследователя истории Качаловского театра Игоря Германовича Ингвара, за многие годы он собрал поистине бесценную коллекцию. Но места для настоящего музея не было. Когда же началась масштабная реконструкция театра, под музей было запланировано специальное помещение на двух этажах. Идея создания музея была поддержана президентом РТ Рустамом Миннихановым.

Одним из первых выступающих на церемонии открытия театрального музея был первый президент РТ, государственный советник Минтимер Шаймиев, который очень эмоционально заметил: «Год театра начали круто!» Открытие театрального музея в Качаловском — это первое мероприятие Года театра в Татарстане. Шаймиев же первым преподнес в дар новому музею подарок — памятные монеты с изображением Казанского Кремля, Болгара и Свияжска.

Одним из гостей церемонии открытия был директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. По его словам, театральный музей — это не просто музей, но и творческая лаборатория. «Нельзя отделить нашу память о наших родителях, о наших предках от нас. Пока мы эту связь ощущаем, мы ощущаем себя людьми. Когда эта связь нарушается, все теряет смысл. Наши великие деятели театра думали об этом», — заметил Дмитрий Родионов, отметив, что, например, Александр Таиров возил с собой на гастроли макеты спектаклей, так же трепетно к этим вещам относился и Всеволод Мейерхольд.

На церемонию открытия были приглашены родственники Качалова — заведующий кафедрой истории театра ГИТИСа, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, который был женат на внучке Качалова Марии Шверубович, ее, к сожалению, не стало в мае прошлого года, и его внук Никита — праправнук Качалова.

«Дитя мое, тебя пригласили в Казань, эти слова взволновали твое сердце?» — с такими словами, принадлежащими Марии Гавриловне Савиной, я обратился к моему внуку Никите, праправнуку Качалова. Меня всегда волнует, когда меня приглашают в Казань, куда я приезжаю с 2005 года», — эмоционально начал выступление Борис Любимов, прояснив, что театр — вещь эфемерная, и надо стараться сохранять память и о спектаклях, и о тех, кто их создает.

От настоящего к прошлому

Золотую ленточку перед входом в музей, а войти в него можно будет из левого фойе, перерезали Минтимер Шаймиев и Александр Славутский. И приглашенные на церемонию открытия попали в первый музейный зал, экспозиция которого рассказывает о Качаловском театре последних двух с половиной веков.

В статье «Памяти Казимира Бравича», а Бравич был известный актер, соратник Веры Комиссаржевской, Александр Блок сетует на то, как трудно сохранить память об ушедших актерах и сошедших со сцены спектаклях: «Как недлинен мост в будущее! Пройдет несколько лет, и память ослабеет, останутся только афиши да программки, чудом сохранившиеся».

Музейная экспозиция в Качаловском театре — это тот самый мост от прошлого к будущему, и эта дорога насыщена тысячами экспонатов: фотографиями, афишами, личными вещами, костюмами. Но экспозиция построена наоборот: он века нашего — в век двадцатый и девятнадцатый. Одни только театральные программки могут столько рассказать о том, какой была театральная жизнь Казани.

Например, в начале прошлого века у казанских театралов была традиция встречать новый год в театре. Вечером 31 декабря давали спектакль, который заканчивался ближе к полуночи, затем встречали новый год, наверняка с шампанским. А потом играли еще одно музыкальное представление, и все заканчивалось к четырем утра 1 января. И сколько таких историй можно узнать в залах нового музея. Или просто освежить в памяти с помощью фотографий и афиш виденные когда-то спектакли.

Первые посетители смогли попасть в музей уже вчера, перед спектаклем «Пиковая дама». Двери в зрительскую часть открываются в 17.00, придя в это время, можно пойти в музей и до начала спектакля осмотреть экспозицию.

Татьяна Мамаева,
"Реальное время" 12.02.2019. г.

Минтимер Шаймиев: Театр - это наше духовное наследие!

В Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В.И.Качалова открылся Театральный музей. Его открытие приурочено к 144-летию со дня рождения легендарного актера Василия Ивановича Качалова. Он играл на сцене этого театра в 1897 - 1900 годах, а в 1948 году театру было присвоено имя Качалова.

Залы нового музея расположены на двух этажах. В его фондах насчитывается более 20 тысяч единиц хранения. Это афиши, программки спектаклей театра с 1837 года, фотографии, собрание документов и личные вещи Василия Качалова, Михаила Жарова, Михаила Царева и других звезд, игравших на казанской сцене в разные годы. Например, здесь можно увидеть костюм, в котором Качалов играл, пожалуй, самую знаменитую свою роль - Чацкого в спектакле «Горе от ума».

Почетными гостями церемонии открытия музея стали Государственный Советник Республики Татарстан, председатель попечительского совета республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев, министр культуры РТ Ирада Аюпова, директор Музея МХАТ Марфа Бубнова, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.Бахрушина Дмитрий Родионов, праправнук Василия Качалова 15-летний Никита Баранов со своим дедом - ректором Высшего театрального училища им. Щепкина Борисом Любимовым и другие высокие гости.

- Сколько замечательных актеров в наших театрах! Это наше духовное богатство. Мы занимаемся возрождением материального наследия на территории республики. У нас есть и огромное духовное наследие. Надо возрождать и его. Вы молодцы, в день рождения Василия Ивановича преподнесли всем нам такой прекрасный праздник - Театральный музей. Году театра дан хороший старт. Поздравляю с этим всех нас. Так держать! - отметил Минтимер Шаймиев. Минтимер Шарипович подарил директору нового музея Роману Копылову памятные монеты с изображением древнего города Болгара и острова-града Свияжск.

Директор Государственного центрального театрального музея им. А.Бахрушина Дмитрий Родионов передал в дар музею только что изданную книгу «Очерки истории Казанского русского драматического театра XX века». Ее автор - заведующий Музеем театра им. Качалова Юрий Благов, к сожалению, не увидел этого издания. Юрий Алексеевич скончался в 2014 году.

- Искусство театра мимолетное, сиюминутное. Книгу можно в любой момент перечитать, фильм пересмотреть, а спектакль - это то, что рождается здесь и сейчас, и такое больше никогда не повторится. Важно, что театр бережно хранит фотографии, афиши, костюмы спектаклей разных лет. Это документальная история театра. Благодаря этой памяти актеры продолжают жить, - подчеркнул Дмитрий Родионов.

Художественный руководитель и директор Качаловского театра Александр Славутский рассказал, что над созданием музея шла долгая, кропотливая работа, которая длилась почти четыре года. Музей - это продолжение театра, и теперь зрители, приходящие на спектакли, смогут познакомиться и с музейной экспозицией.
Ольга Иванычева,
"Казанские ведомости" 13.02.2019. г.

Театр начинается с музея

Театральный музей открылся в стенах Казанского академического русского Большого драматического театра (КАРБДТ) имени Качалова. Одной из старейших сцен в стране за свою 228-летнюю историю есть что вспомнить. Здесь начинали свой путь многие большие актеры. Среди них и Василий Иванович Качалов.

Удивительно, но на создание музея ушло 25 лет. В 1990-е театру приходилось выживать, и такие проекты были непозволительной роскошью. Начиналось все с "Качаловской комнаты", которая постепенно прирастала экспонатами. В итоге из раритетных афиш, редких документов и костюмов выстроилась двухвековая театральная летопись. И центральное место в ней, конечно, занимает Василий Качалов. Открытие приурочили к 144-летию со дня его рождения.

Новый музей позволяет проследить весь творческий путь Василия Ивановича. Здесь можно увидеть и его личные вещи. Среди них пенсне, трубка и письменные приборы, а также главный экспонат - костюм 1914 года, в котором он играл Чацкого. Немало предметов музею передала семья Бориса Любимова - ректора Щепкинского училища. Дело в том, что он был женат на правнучке Василия Качалова Марии Шверубович.

На открытие музея он приехал со своим внуком Никитой, самым юным представителем рода Качаловых. С экспозицией гости познакомились в компании с государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым. Он давний друг театра и оказывал ему помощь в трудные времена, еще будучи президентом Татарстана. Борис Любимов считает, что музей играет для театра особую роль.

- Все-таки театральное актерское искусство преходящее, в отличие от литературы, музыки, живописи и кино. Актер уходит, и поэтому так важно, чтобы память о нем осталась - в дневниках, письмах, костюмах. Это наша борьба за историю, за человека и будущую жизнь. Придет время - и молодые артисты, присутствующие здесь, станут историей.
Олег Корякин,
"Российская газета" 12.02.2019. г.

Театральный музей как место встречи разных эпох

11 февраля 2019 года в Качаловском театре была премьера. На этот раз публике представили не очередную постановку, а театральный музей.

О нем много лет мечтали, потом почти четыре года строили – и вот свершилось. Я не напрасно употребила слово СТРОИЛИ. Поскольку оно в полной мере передает длительный процесс. И начался он не тогда, когда Роман Копылов завершил работу над планом экспозиции, а много раньше. Когда было принято решение сделать большой пристрой к старинному зданию театра, музей уже был, поскольку в новой части был выделен для него трехэтажный блок. Наша последняя встреча с Юрием Алексеевичем Благовым проходила в пустых стенах. Строительные работы еще продолжались, а он уже мысленно осваивал это пространство.

Жаль, не дождался момента, когда будет перерезана традиционная ленточка и огромная толпа гостей заполнит музейные залы.

Мы бродили по экспозиции с его дочерью Татьяной. У  нее в руках была новая книга Юрия Благова, изданная в Москве и подаренная музею во время торжественной церемонии открытия директором Бахрушинского музея. Мы расскажем о ней в другой раз.

Вместе с нами внимательно изучали экспозиционные стенды другие дети Качаловского театра. Каждый искал на многочисленных фотографиях своих родителей и когда находил – это был момент огромной радости. Татьяна увидела и своего отца -  на одном стенде с другим хранителем истории Качаловского театра - Игорем Ингваром, и своего деда, театрального художника Владимира Никитина. Нашел свою маму – актрису Галину Маковскую и Олег Маковский, автор снимков к этому репортажу.  А Вадим Кешнер искал не только себя (у него с Качаловским театром связана вся жизнь), но и своих друзей – Юрия Федотова, Юнону Кареву, Евгения Кузина…

Надо сказать, что организаторы музея придумали очень емкий образ экспозиционного пространства. Собственно, мы его увидели давно - когда  главный художник театра Александр Патраков оформил первый презентационный планшет к спектаклю. По этой же схеме построены музейные планшеты. Каждый планшет – пять лет истории театра.

А рядом – музейные витрины, где каждый экспонат вызывает огромное волнение. Знаменитая серебряная ложка Василия Качалова, лорнет Людмилы Миловой, письмо Игорю Германовичу от легендарной Фаины Раневской… Тут можно бродить часами, чтобы разглядеть всю тысячу экспонатов, составивших первую постоянную экспозицию.

А теперь вернусь к началу большого праздника в Качаловском театре.Среди приглашенных здесь особо ждали Минтимера Шаймиева. Как оказалось, он знает многих актеров в лицо. При входе приветливо поздоровался с Геннадием Прытковым, потом, уже в зале, поднял с мест Вадима Кешнера и Михаила Галицкого.

Сначала церемония проходила в фойе, рядом с памятником Василию Качалову.

Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев заметил, что великий актер, возможно, видит нас в эту знаменательную минуту. Лучшего подарка ему на день рождения, наверное, трудно было придумать.

Во время  театрализованного пролога, в котором участвовали молодые актеры театра, звучало много других знаменитых фамилий, чья жизнь была связана с казанской сценой: актеры Щепкин, Мартынов, Мочалов, Давыдов, Стрепетова, Савина, антрепренер Медведев... Вспомнили в основном тех, кто создавал фундамент театра в XIX веке. Это был супер-краткий рассказ об эпохе, ксрытой от нас густой пеленой времени, а порой, что греха таить, и забвения.

Пролог шел под знаменитую песню Булата Окуджавы про красную розу. Александр Славутский, художественный руководитель и директор театра, не мог в такой день не увидеть своих актеров поющими и танцующими.

Минтимер Шаймиев заметил, что открытие театрального музея - хорошее начало Года театра. Назвав еще несколько событий, которые, формально или неформально, входят в его программу, он неожиданно для всех использовал словечко из молодежного жаргона – «Это круто!»

Встретили Минтимера Шаймиева почтительным вставанием и продолжительными аплодисментами, что нечасто бывает в подобной аудитории. Подчеркнув особую важность создания музея, он сказал:

– Сколько у нас заслуженных деятелей культуры в наших театрах! Это – духовное богатство. Мы занимаемся возрождением материального наследия на территории республики. У нас есть и огромное духовное наследие. Надо возрождать и его, надо продолжать работать, больше об этом говорить.

Это здорово – вспоминать добрым словом  выдающихся актеров, которые создавали театральное искусство в Казани. Русский Большой драматический театр имени Качалова играет немалую роль в развитии театрального искусства Татарстана. Вы молодцы, в день рождения Василия Ивановича преподнесли всем нам, всем зрителям прекрасный праздник.

Председатель Попечительского Совета Республиканского фонда «Возрождение» преподнес новому музею подарок — памятные монеты с изображением Казанского Кремля, Болгара и Свияжска.

Александр Славутский, начиная церемонию, подчеркнул, что Качаловский обязан своим преображением именно первому Президенту республики.  

Оно началось в 2010 году и завершилось уже при другом Президенте – Рустаме Минниханове, который также не оставляет театр без внимания. Нельзя не заметить, что в последние годы развитию культуры в Татарстане стали уделять большое внимание.

В церемонии открытия музея участвовали заместитель Премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, министр культуры Ирада Аюпова, председатель Комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, заместитель руководителя Аппарата Президента РТ Олег Глебов. Можно было бы и дальше продолжить список гостей, поскольку большинство – люди в Казани известные.

На церемонию открытия были приглашены и гости из Москвы. И это были не «свадебные генералы». Как заметил Александр Славутский, московские музеи – Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина, музей Московского художественного академического  театра имени Горького, а также И. Корчевникова, ранее работавшая в музее МХАТа, ныне директор Академического театра кукол имени С. Образцова – поддержали своего казанского собрата. Был также приглашен добрый друг Качаловского театра – заведующий кафедрой истории театра ГИТИСа, ректор Щепкинского училища Борис Любимов. Его жена Мария Шверубович была внучкой В. Качалова. Они не раз приезжали в Казань вместе. К сожалению, ее не стало в мае прошлого года. На этот раз Борис Любимов приехал с  внуком Никитой, праправнуком великого актера, чье имя с 1948 года носит русский Большой драматический театр в Казани.

– Меня всегда волнует, когда меня приглашают в Казань, куда я приезжаю с 2005 года, — так  начал Борис Любимов свое выступление на церемонии открытия.

«Дитя мое, тебя пригласили в Казань, эти слова взволновали твое сердце?» — с такими словами, сказанными Марией Гавриловной Савиной, я обратился к моему внуку Никите, праправнуку Качалова.

Наш гость повторил фразу из воспоминаний знаменитой актрисы, которые прозвучали в театрализованном прологе.

Борис Любимов напомнил, что театр — вещь эфемерная, и надо стараться сохранять память и о спектаклях, и о тех, кто их создает. Рассказал о том, как создавались первые музейные коллекции. По сути, первыми музейщиками были Станиславский и Немирович-Данченко, по указанию которых сохранялись материальные свидетельства театральных постановок.  Оказывается, Таиров возил с собой на гастроли макеты спектаклей.

– Нельзя отделить нашу память о наших родителях, о наших предках от нас. Пока мы эту связь ощущаем, мы ощущаем себя людьми. Когда эта связь нарушается, все теряет смысл. Наши великие деятели театра думали об этом.

По словам директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, театральный музей — это не просто музей, но и творческая лаборатория. Московский гость приехал с подарками для музея.

Музейная экспозиция в Качаловском театре — это мост от прошлого через настоящее к будущему. Это суждение прозвучало во время открытия не однажды.

Гости сказали много теплых слов о театре, о Казани, и ничто в эту минуту не казалось преувеличением. Атмосфера была приподнятая, праздничная. Не только актеры театра, но даже билетеры, которые на этот раз были смотрителями музейной экспозиции, чувствовали себя именинниками.

Как и обещал Александр Славутский на пресс-конференции в преддверии открытия музея, ленточка для традиционной церемонии и ножницы, которыми ее разрезали, были золотыми.

А потом в открытые двери вошли первые посетители. Их было так много, что на первом этаже, откуда началась экскурсия для почетных гостей, задержались немногие.Экскурсию здесь вели Александр Славутский и Роман Копылов.

Остальные сразу поднялись на второй этаж, где можно было спокойно посмотреть экспозицию, посвященную истории театра XIX и XX веков. Потом посетители музея поменялись местами.

В этот день в театре можно было встретить актеров других театров, музейных работников, постоянных зрителей Качаловского театра. Много было журналистов.

Уже вечером зрители «Пиковой дамы» могли посетить театральный музей. В его истории перевернута еще одна, очень важная страница.
Любовь Агеева,
"Каз@нские истории" 11.02.2019. г.

Качалов театрының музее ачылышында Минтимер Шәймиев катнашты

Бүген, 11 февраль көнне, бөек театр артисты В.И. Качаловның туган көнендә В.И. Качалов исемендәге Казан академия рус дәүләт драма театрының Театр музее ачылышы узды. Тантаналы чарада республикабызның беренче президенты һәм Дәүләт Советнигы М.Ш. Шәймиев һәм Татарстан республикасының мәдәният министры И.Х Әюпова катнашты.

Кунакларны театрның сәнгать җитәкчесе һәм директоры А.Я. Славутский сәламләде һәм яшь артистлар тарафыннан әзерләнгән театральләштерелгән күренеш тәкъдим ителде.

Соңыннан театр җитәкчелеге М.Шәймиевне музей экспонатлары белән таныштырды. 228 еллык тарихы булган Качалов театрының музеенда барлыгы 20000 экспонат саклана. Театр тамашачылары өчен музей бүгеннән алып рәсми рәвештә эшли башлый.
А.Габдуллина,
"Сэхнэ" 11.02.2019 г.

Наверх, к истокам: в Казани открылся театральный музей

Этого события ждали сорок пять лет: в Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени Василия Ивановича Качалова открылся театральный музей. Наш обозреватель стал одним из первых его посетителей.

ИСТОРИЯ – БАРЫШНЯ КАПРИЗНАЯ

Четвёртый пункт напечатанного во всех центральных газетах 1 октября 1948 года постановления Совета Министров СССР «Об увековечении памяти выдающегося деятеля русского театра народного артиста СССР В.И. Качалова» оказался неожиданным для казанцев: Казанскому Государственному большому драматическому театру присваивалось имя этого выдающегося артиста.

О том, что он выступал на театральной сцене нашего города в труппе Михаила Матвеевича Бородая, к тому времени помнили уже не многие. Да и сам Василий Иванович вспоминал о своём пребывании в Казани достаточно редко. Театр, в котором он выступал в течение трёх сезонов, начиная с 9 сентября 1897 года, располагался на нынешней площади Свободы как раз против нынешнего Большого концертного зала и выходил фасадом к Державинскому саду, на месте которого теперь возвышается театр оперы и балета. «В первый год мне давали маленькие роли, а на второй и третий год я стал вроде премьера», – позже напишет Василий Иванович. Оказавшись «на выходных ролях», то есть – один-два выхода во весь спектакль, с несколькими репликами, двадцатитрёхлетний Качалов должен был выходить на сцену чуть ли не каждый вечер и, по его собственным подсчётам, только в первый сезон появился перед публикой пятьдесят восемь раз. Но лишь однажды фамилия его промелькнула в газете «Волжский вестник». Рецензируя спектакль «Мирская вдова», критик отметил: «Изумительно плох был г. Качалов. Ему нельзя давать “рубашечных” ролей».

Кстати, весной 1898 года в эту же труппу поступила только что окончившая в Москве Филармонический курс у Владимира Ивановича Немировича-Данченко двадцатилетняя Нина Николаевна Литовцева, через три года ставшая женой Василия Ивановича.

В Казани Качалов, по его словам, «премьером в полном смысле слова не был потому, что не имел определённого амплуа. Бородай никак не решался определить, кто же я: “первый любовник” или “герой-резонёр”», но успех у зрителей – а по большей части у зрительниц – Качалов всё же имел. И вскоре получил приглашение из Москвы от Константина Сергеевича Станиславского. Так что, в определённом смысле, казанская сцена стала для него трамплином. Или, если хотите, первой ступенькой для восхождения к триумфу.

Если же считать по времени пребывания Василия Ивановича Качалова в Казани, то он прожил здесь в общей сложности всего лишь одиннадцать месяцев – три месяца в 1897-м, по два – в 1898-м и в 1900-м и четыре в 1899 году. Ещё раз он оказался в Казани мимоходом летом 1918 года с гастролями артистов Московского Художественного театра.

Так что присвоение его имени Казанскому театру и впрямь было неожиданным для горожан. Впрочем, история – барышня капризная, что захочет – то и сотворит. Сегодня Казанский качаловский – единственная в стране материализованная память одного из самых ярких артистов России.

И НАКОНЕЦ ПОСТРОИЛИ…

Вся церемония открытия театрального музея развёртывается на фоне бронзового Качалова, изображённого казанским скульптором Асией Миннуллиной в образе Чацкого.

Собравшиеся в мраморном атриуме ныне действующие артисты театра и потомки тех, кто когда-то блистал на сцене качаловского, деятели литературы и искусства Татарстана и России, журналисты, музейщики, благодарные почитатели одного из старейших театров страны в течении часа следят за красиво и умно выстроенным действом.

Сначала молодёжь театра напоминает о самых ярких страницах из истории качаловского, завершая сценический пролог песней Булата Окуджавы «Я пишу исторический роман». А затем к микрофону выходит госсоветник Минтимер Шаймиев.

– Мы занимаемся возрождением материального наследия на территории республики. У нас есть и огромное духовное наследие. Надо возрождать и его, надо продолжать работать, больше об этом говорить, – вдохновлённо размышляет Минтимер Шарипович. – Это здорово – вспоминать добрым словом выдающихся актёров, которые создавали театральное искусство в Казани. Русский Большой драматический театр имени Качалова играет немалую роль в развитии театрального искусства Татарстана. Вы молодцы, в день рождения Василия Ивановича преподнесли всем нам, всем зрителям прекрасный праздник!

Внимательно оглядывая зал, Шаймиев выцепляет знакомые и, по всей видимости, близкие ему лица качаловцев и вставляет в свою речь дифирамбы в их адрес – Вадим Валентинович Кешнер, Геннадий Николаевич Прытков, Михаил Олегович Галицкий…

Мысль о важности сохранения памяти продолжает и Дмитрий Викторович Родионов – генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени известного русского купца, мецената и благотворителя Алексея Александровича Бахрушина.

– Музей – это не только память, но и творческая лаборатория, и разделить два эти понятия невозможно. Как нельзя отделить нашу память о наших родителях, о наших предках от нас. Пока мы эту связь ощущаем, мы ощущаем себя людьми. Когда эта связь нарушается, всё теряет смысл, – замечает он, вспомнив о Юрии Алексеевиче Благове, отдавшем два десятка лет изучению истории театра и бережному сохранению артефактов минувшего. – Так случилось, что к дню открытия музея мы впустили его последнюю книгу «Очерки истории русского театра в Казани». Юрий Алексеевич закончил её незадолго до своего ухода из жизни.

Три поколения создавали этот музей – сначала Игорь Германович Ингвар, 6 марта 1973 года открывший в театре «Качаловскую комнату», затем Юрий Алексеевич Благов, по крупицам воссоздавший историю казанского русского драматического театра, и, наконец, Роман Сергеевич Копылов, материализовавший мечты своих предшественников и завершивший строительство Музея театра.

– Ты запомни этот день, – искренне радуясь и обнимая за плечи напутствует молодого хранителя зыбкой сценической памяти Минтимер Шарипович. – Это исторический день!

ЖИВУТ ВО МНЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Перерезав золотыми ножницами золотую ленточку, Шаймиев, Родионов и Славутский впускают в новые залы первых посетителей Музея театра.

Созданная Ингваром «Качаловская комната» теперь значительно выросла: общая площадь музея – пятьсот квадратных метров, триста из них – выставочные залы на двух этажах, двести – запасники, специально оборудованные всем необходимым для сохранности коллекции. Более двадцати тысяч единиц хранения основного фонда и более двух тысяч единиц хранения научно-вспомогательного, среди которых редкие книги, афиши, программы театральных представлений, коллекции писем, документов и личных вещей выдающихся актёров, режиссёров, художников. Всю экспозицию можно разделить на три раздела: дореволюционный период, где рассказывается о появлении театра в Казани, о первых театральных представлениях, зал истории советского периода и зал, посвящённый жизни театра за последние четверть века, когда он стал академическим. Причём посетители музея как бы уходят вглубь времён, начиная знакомство с театральной историей с сегодняшнего дня и только потом поднимаясь по лестнице к истокам.

– Сегодня театральный музей всё ещё находится в стадии строительства, – поясняет по ходу первой экскурсии директор и художественный руководитель театра Александр Яковлевич Славутский. – Музей – это наше вчера, сегодня и, самое главное, завтра, которое принадлежит молодёжи. Он не может быть завершён раз и навсегда.

Среди почётных гостей церемонии открытия и пятнадцатилетний московский школьник, немного смущающийся от обрушившегося на него внимания. «Надо до же, как похож», – то и дело слышит он в свой адрес. Никита Баранов – праправнук Василия Ивановича Качалова. Но слава предка никак не отразилась на его самосознании – он сторонится фотообъективов и кинокамер и не торопится раздавать интервью. Это у него в крови: известность надо добывать самому, а не пользоваться чужой – так всегда учили в роду Шверубовичей, один из которых взял сценический псевдоним Качалов.

Дорогие витрины с театральными костюмами, среди которых и костюм Чацкого, в котором играл сам Качалов, веерами, шахматами, перчатками, театральными биноклями, рукописями, личными документами… И на всё это со стен безучастно взирают копии фотографий актёров – живых и оставивших уже этот мир – в ролях и в жизни.

– Папу нашла, маму тоже, а вот бабушку что-то не вижу, – раздаётся где-то рядом звонкий голос.

– Ой, это же почерк моей мамы, – радуется кто-то, рассматривая экспонаты.

– А что же о Лидии Семёновне Шмидт ничего нет? – разочарованно тянет третий голос. – И почему о Благове так мало рассказано, всего одна фотография?

Наверное, сколь не были бы большими площади Музея, всё равно останутся экспонаты, не попавшие в основную экспозицию. Уж очень велика история качаловского театра, ведущего отсчёт с 1791 года.

И всё же главное свершилось: зыбкая память о чуде сотворения спектакля нашла своё материальное воплощение. И Год Театра, и день рождения Василия Ивановича Качалова, и двадцать пятая годовщина руководства качаловцами Славутским получили достойный подарок.
Зиновий Бельцев,
"Казанский репортер" 12.02.2019. г.

Минтимер Шаймиев: Открытие музея в Качаловском театре - достойное начало Года театра

В день 144-летия Василия Качалова в казанском театре открыли музей, в фондах которого хранится 20 тыс. экспонатов.

Открытие музея в Казанском театре им. Качалова, приуроченное к 144-летию со дня рождения Василия Качалова, — это достойное начало Года театра. Об этом на открытии нового музея сказал первый Президент Татарстана и Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев.

«Открытие музея — хорошее начало Года театра», — сказал Шаймиев.

Он отметил, что новый музей — результат большой, четырехлетней работы. Он также добавил, что за последние четверть века Качаловский театр возродился. Ровно столько худрук и директор Александр Славутский работает в этом театре.

Минтимер Шаймиев также вручил директору нового музея Роману Копылову памятные монеты с изображением древнего города Булгар и острова-града Свияжск.

После этого Минтимер Шаймиев, Александр Славутский и гендиректор театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов золотыми ножницами разрезали золотую ленточку перед входом в новый музей.

Они стали первыми посетителями и увидели коллекцию писем и личных вещей Василия Качалова, коллекцию театральных костюмов и собрание афиш и программ театра с 1837 года.

Музей расположился на двух этажах театра на площади в 300 кв. метров. Его экспозицию смогут посетить зрители, купившие билеты на спектакли Основной сцены, перед постановками и во время антрактов.
Динара Прокопьева,
"Татар-информ" 11.02.2019. г.
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский